Созвездие первых

Выступление зав. кафедрой коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева профессора В.А. Демина

27 марта в Президентском зале Российской академии наук прошло знаковое для российского коневодства мероприятие — Международный форум «Национальные культуры и конные традиции «Созвездие первых»». В нем приняли участие представители конной индустрии разных субъектов России, дальних и близких зарубежных стран. Организаторами столь представительного Форума выступили: Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии», РАН, ВНИИ Коневодства, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация развития коневодства, АНО «Евразийский центр конных традиций».

Доктор Тарек Абдельрахим
Николай Степанович Афанасьев

Свыше 30 докладов, частично онлайн, осветили с разных сторон конную отрасль. Интересно отметить, что профессор Дамасского университета Сирии доктор Тарек Абдельрахим – выпускник кафедры коневодства ТСХА, его доклад на сносном русском языке продемонстрировал высокий профессионализм. С интересным докладом о якутской лошади выступил также выпускник Тимирязевки замминистра сельского хозяйства Якутии Николай Афанасьев. Эти специалисты дают повод гордиться образовательным процессом академии.

Экспозиция литографий музея коневодства в Фонтанном зале РАН

Музей и кафедра коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева были приглашены с целью популяризации конной культуры и образования, и эта задача успешно решена. Музей выставил в Фонтанном зале интереснейшие литографии русских и английских художников. Творчество академика живописи Петра Николаевича Грузинского (1837-1892) представляли кабинетного формата дорожные сцены из русской народной жизни с участием лошадей разного достоинства, в большинстве простых крестьянских, запряженных в сани или кибитки, одиночно, парами или тройкой.

Грузинский П.Н. «Тройка в крестьянской телеге»

На девяти цветных хромолитографиях академика Александра Петровича Швабе (1824-1872) изображены известные лошади Государственных конных заводов России. Великолепные орловские рысаки Хреновского завода: Неприступный, Ворон, Чугунка и Персиянка дают наглядное представление об изначальном изысканном типе самой русской конской породы. Серый арабский жеребец Рахдан, купленный в Персии ветеринаром Клемом для Стрелецкого конного завода, восхищает своим утонченным видом, в то время как победитель Честерского кубка жеребец Пип-о-де-Бой, купленный в 1855 году в Англии для Хреновского завода, отличается могучими формами. Кирасирский жеребец Кавалергард Деркульского завода ростом 171 см, что и по нынешним меркам немало, как и Яшный — праправнук легендарного основателя орловской верховой породы Свирепого-2, дают яркое представление о русской кавалерийской лошади середины XIX века.

Швабе А.П. «Чугунка»

Три аквантинты неизвестных английских художников познакомили участников Форума с выдающимися скаковыми жеребцами Англии первой половины XIX века: Рубенсом, Мюндиком и Мидлтоном. Кстати, дербист 1825 года Мидлтон был приобретен в Россию и его скульптура работы П.К. Клодта демонстрируется в музее коневодства.

Английский художник первой половины XIX в. «Мидлтон»

Данный Форум, аналога которому трудно подобрать, взбодрил работников коневодческой отрасли и деятелей конной культуры, вселил надежду в заманчивые перспективы отечественного коневодства.

В заключительной речи вице-президент РАН, академик П.А. Чекмарев с большой похвалой отозвался о музее коневодства и призвал собравшихся непременно посетить этот очаг конной культуры России.