Злой гений рысистого турфа

          Струнников Н.И. «Портрет наездника Чернова», 1904 г.(?), х., м., 104х88 см.

После завершения выставки реставрированных студентами-дипломниками Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.Глазунова музейных картин, в постоянную экспозицию поступит портрет  русского наездника П.А. Чернова кисти заслуженного деятеля искусств РСФСР, живописца, портретиста и реставратора Н.И. Струнникова(1871-1945). Картину вернула к жизни Валетова Валерия.

Павел Алексеевич Чернов — потомственный наездник,  ведущий свой род от знаменитого наездника графа А.Г. Орлова-Чесменского Семена, прозванного «Черным», откуда и произошла фамилия Чернов. Павел Алексеевич обладал несомненным талантом, был кумиром завсегдатаев Московского ипподрома. По словам Я.И. Бутовича: «ездил с таким исключительным мастерством и успехом, что Коноплин (коннозаводчик) прозвал его Божеством». В руках Чернова бежали лошади завода Н.П. Малютина: Громадный, Смельчак, Лель, Ловчий – показавшие резвую и красивую езду и принесшие своими победами славу и немалые прибыли заводу.

Наездник имел большое влияние на любившего и слепо верящему ему Малютина, получал от него щедрые подарки  и считался чуть не членом его семьи. Однако по своей сути Чернов оказался человеком не слишком достойным. Его сгубила слава, он вел неумеренный образ жизни, кутил, много пил, тратил деньги на сомнительные развлечения. В итоге его карьера была сломана, а репутация окончательно подорвана в результате неблаговидного поступка в отношении  Малютина. Растратив состояние и талант, Чернов закончил свои дни в доме сестры нищим и больным. 

Портрет наездника написан предположительно в 1904 году, еще в пору знаменитости, о чем говорят его щегольской наряд, вальяжная поза и надменное выражение лица. Но скорее это маска для окружающих, желание выглядеть значительным. Внимательный художник разглядел внутреннее содержание этого человека и как будто написал на его лице словами: «порочность» и «двойственность». Перед нами лицо алкоголика со всеми характерными признакам, описанными в медицинской литературе: покрасневший нос, заметная сосудистая сеточка, напряженный лоб, под глазами мешки – но все это еще тщательно скрывается. Нахождение между падением и все еще сохраняемым достоинством  подчеркивает  освещение лица: одна его сторона в тени, другая – на свету. О какой-то внутренней неуверенности свидетельствуют и неровно поднятые плечи.

Привлекают внимание сцепленные «в замок» кисти рук. Это красивые, чувствительные руки наездника, способные улавливать малейшее состояние рысака, готовые сдержать его или сделать посыл, передать волевой импульс к ускорению бега. Руки – единственное подлинное достоинство этого человека, и они вызывают искреннюю жалость к загубленному таланту.