Восточный мотив

Сверчков Н.Е. «Всадник в турецком костюме на арабской лошади», 1863 г., х., м., 81,5х65 см.

Как идеал арабской лошади в восточном зале музея представлен серый жеребец под всадником в турецком костюме на картине Н.Е. Сверчкова. Действительно, все самое яркое, типичное и легендарное отразилось в его облике. У него красивая лебединая шея, маленькая головка с тонким профилем, выразительным глазом и широко раздутыми ноздрями; пышный, высоко поднятый хвост, густая челка, компактный округлый корпус с широкой грудью. Весь он такой веселый, игривый, любующийся собой, готовый в любую минуту сорваться с места и помчать своего всадника, куда тому угодно. И украшен он как-то весело: в кисточках, бубенчиках, плетеных веревочках и подвесочках. За всей этой красотой не сразу можно разглядеть всадника. А он под стать коню тоже очень колоритен. Это довольно крупный мужчина с густой черной бородой, в красной феске на бритой голове, в просторных шароварах с заткнутыми за пояс кинжалами. Он уверенно сидит в седле и крепко держит одной левой рукой повод. Вполне типичный турок. На самом деле он вовсе не турок, а известный русский ученый-географ  П. А. Чихачев (1808-1890).

Биография Чихачева насыщена многочисленными путешествиями, приключениями и научными открытиями наряду с государственной и просветительской деятельностью. Петр Александрович занимался исследованием Малой Азии, Испании, Алжира, Туниса, был атташе русского посольства в Турции. В Италии составил карту Аппенинского полуострова, составил географическое и геологическое описание Алтайского края. С 1863 года Чихачев постоянно жил во Франции,  Парижской академией наук учреждена премия его имени за лучшее геологическое исследование. Именно в Париже Сверчков и написал этот портрет своего соотечественника.