Бронзовый гигант

Скульптор Р. Кюбарт, «Темпельхютер», 1932г., бронза, выс. 222 см.

В вестибюле 16 учебного корпуса, в котором расположен музей, стоит величественная бронзовая скульптура лошади, покрытая благородной патиной. В целях безопасности ей пришлось покинуть место на улице перед музейным зданием, где она простояла с 1947 года 48 лет, привлекая внимание нескольких поколений пассажиров трамвая №27, близко проезжавшего по Тимирязевской улице.

Кто он, этот могучий жеребец, спокойно взирающий на толпящихся под его ногами студентов? Это выдающийся представитель полукровной тракененской породы темно-гнедой Темпельхютер, родившийся в 1904 году в Восточной Пруссии (ныне Калининградская область РФ) в конном заводе «Тракенен» от английского чистокровного Перфекциониста. Темпельхютер прославился не только своими личными данными, но и большим вкладом в породу: в заводской конюшне Браунсберг и в Тракененском заводе он оставил свыше 300 голов превосходного потомства, из них 59 жеребцов-производителей. Его скульптура в натуральную величину была выполнена по заказу администрации Р. Кюбартом и установлена 26 сентября 1932 года в конном заводе «Тракенен» к его 200-летию. Зоотехнические промеры скульптуры: высота в холке 159 см., косая длина 174 см., обхват груди 200 см., обхват пясти 25 см. – не все, кроме высоты в холке, соответствуют промерам реального жеребца: 159 – 166 – 193 – 20,5 (В. Камзолов «История тракененской лошади» 2002г.). Заметно разнятся показатели косой длины и обхвата пясти. Вероятно, увеличение этих промеров умышленно сделано скульптором для большей прочности и устойчивости конструкции. Упрекнуть в чем либо еще большого мастера Рейнгольда Кюбарта, с немецкой добросовестностью подошедшего к исполнению ответственного заказа, нет оснований.

Немецкий скульптор-анималист Рейнгольд (Райнхольд) Кюбарт (1879-1937) родился в Восточной Пруссии, учился в Кёнигсбергской Академии художеств у Фридриха Ройша, а также в Берлинском Университете искусств. Его главные работы: «Темпельхютер», «Констанция», «Моргенштраль» — это памятники известным лошадям тракененской породы, первые два выполнены в натуральную величину, третий – в ½. Темпельхютер и Моргенштраль пребывают в музее коневодства, местонахождение Констанции неизвестно.

Темпельхютеру удалось насладиться последним триумфом: в день открытия памятника его вывели на публику, подвели к занавешенной скульптуре и, под гром аплодисментов, спустили занавес. Как говорили очевидцы, престарелый жеребец гордо вскинул голову, взрыл землю копытом и заливисто заржал. Чувствовал ли он, что это его собственный облик или воспринимал скульптуру как соперника? На этот вопрос однозначного ответа нет. Через несколько месяцев Темпельхютер был усыплен по старости.