Эсмеральда
В «английском зале» музея коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева экспонируется портрет скромной светло-гнедой кобылы чистокровной верховой породы Эсмеральды. Он написан Н.Е. Сверчковым в 1878 году по заказу князя Д.Д. Оболенского, купившего эту кобылу для разведения. Завод князя имел два отделения: верховое и рысистое, и находился в селе Шаховское Богородицкого уезда Тульской губернии.
Эсмеральда родилась в 1870 году в Хреновском конном заводе от выписанного из Англии Эль-Хакима и Ракеты. В четырехлетнем возрасте она успешно выступала на ипподроме, выиграла много призов и, как говорят, «обскакала знаменитого жеребца Вадима (донской породы) Иловайского». В ту пору заводчики отечественных верховых пород никак не могли смириться с мыслью, что английская порода по резвости превосходит все другие. Хорошо известен факт, больно ударивший по национальной гордости и доказавший безнадежность состязания с английскими лошадьми лучших представителей наших пород. 16 августа 1825 года в скачке на 80 километров английский Шарпер опередил донского Леонида на 6 минут, преодолев дистанцию за 2 часа 48 минут. Правда, были смягчающие обстоятельства для выдающегося скакуна в своей породе Леонида – его всадник, молодой казак, слишком резво провел жеребца и существенно выиграл у Шарпера на первой половине дистанции, но на второй половине опытный жокей отдохнувшего Шарпера отыгрался с лихвой. К тому же у казака заболел живот, а Леонид потерял подкову. Ну что на это сказать? Разгильдяйство, видимо, в крови у русского человека.
Дмитрий Дмитриевич Оболенский был широко образованным человеком: общественным деятелем, профессором, коннозаводчиком, писателем. Он хорошо знал Л.Н. Толстого, навещал его в Ясной Поляне, расположенной не столь далеко от его имения, и Толстой не раз бывал у Оболенского. Помимо других интересов, была у них общая страсть – лошади. Не могли и они пройти мимо извечного спора о преимуществе английской крови, и на пари устроили состязание в скачке на 8 километров между крепкой степной лошадью Толстого и английской Эсмеральдой. Кобыла давала фору степняку, так как была уже в матках, спущена с тренинга и паслась в табуне. Тем не менее, она задала такой пейс, что соперник не выдержал и сошел с дистанции. Кстати, на картине Н.Е. Сверчкова Эсмеральда как раз в этих кондициях и показана – нетренированные мышцы потеряли рельефность, копыта не расчищены, голова кажется слишком большой из-за похудевшей шеи.