Шкаф с алыми цветами
Суть ученого — совершать открытия. Поэтому и кабинет выдающихся селекционеров и генетиков музея Истории, сделан, как открытие: часть экспонатов открываются зрителю в сундуке, столе, шкафах, шкатулках. Из личных вещей Д.Л. Рудзинского, П.И. Лисицына, С.И. Жегалова, Н.И. Вавилова, Г.Д. Карпеченко есть один редчайший экспонат, внешне очень скромный, неприметный. Это платяной шкаф 1870-х годов, сделанный, как часть приданного для дочери своими руками художником-гравёром и резчиком по дереву московской Трёхгорной Прохоровской мануфактуры — Михаилом Амосовичем Постниковым.
Во время экскурсий, когда отпирается дверь, всегда все замолкают, не ожидая увидеть за скромной деревянной дверью чудо — два цветочных натюрморта.
Дочка гравёра, Александра Михайловна, в 1886 году вышла замуж за сотрудника Прохоровской мануфактуры Ивана Ильича Вавилова. Шкаф с приданным попал в семью, где родятся два всемирно известных академика — Николай и Сергей. Так шкаф начал свое долгое путешествие в музей Истории МСХА, переезжая с Вавиловыми из дома в дом. Последние годы старый шкаф хранился на даче физика Юрия Николаевича Вавилова. Он передал шкаф НИИ Генетики, а институт подарил его для Вавиловской экспозиции нашему университету к 100-ю окончания Н.И. Вавиловым альма-матер.
На внутренней двери с трудом читается чернильная надпись, сделанная Юрием Николаевичем «построен Михаилом Амосовичем Постниковым дедушкой академиков….». Как раз под этой надписью и есть самая потрясающая часть шкафа. Дверь оклеена двумя эскизами постниковских авторских платков мануфактуры. Тончайшая рисовая бумага, акварельные краски. И выполненные на высочайшем художественном уровне изображения мальвы, астр, гладиолусов, примул. Акварели настолько натуралистичны, словно это не эскиз для тканей гравёра, а рисунки для ботаническо-гербарной коллекции энциклопедии, выполненные профессиональным иллюстратором. Во многом благодаря любви деда к растениям, и его рассказов внуку Коле легенд о растениях и цветах, это и повлияло на выбор профессии будущего академика.
Нутро шкафа обито образцами современных ситце-набивных платков мануфактуры с видами российских и австралийских растений. В шкафу можно рассмотреть личные вещи семьи Вавиловых: вышитую мамой стеклярусом икону, бабушкину прялку, индийскую трость отца, фрагменты изразцов и перил из дома, в котором родились Николай и Сергей.
Шкаф — часть рассказа о том, почему Вавилов связал свою судьбу с генетикой и ботаникой, как на примере клеше-манер текстильного производства придумал студентом делать оттиски структуры клеток, изучаемых под микроскопом. Для школьников ведется объяснение, как создаются платки, что такое прядильные и технические культуры, история декоративного цветоводства в России. Шкаф и его предметы отреставрированы специалистами НИИ Реставрации и сотрудниками музея на собственные средства. Музей благодарит Т.Б. Авруцкую, Н.А. Коротина, Н.К. Величко, Я.В. Горностаева, В.Е. Сусленкова, П.Ю. Крупина, своими средствами и трудом, помогавшими восстановить шкаф и передавшими в него экспонаты.