Харизма Хорезма
Финиш скачи на приз Казахстана, 2002 г., Хорезм на переднем плане.
На этой фотографии, снятой еще на пленку в 2002 году запечатлено редкое явление – так называемый «мертвый гит» – одномоментный финиш сразу трех участников скачки. Это случилось во время розыгрыша приза имени Казахстана в рамках Международного скакового митинга для лошадей чистокровной ахалтекинской породы. Схлестнулись Маргиана, Дарига и Хорезм, и только фотофиниш определил минимальное преимущество Хорезма под жокеем Ю. Допирой. О нем-то и будет рассказ.
Это один из самых харизматичных жеребцов в современной ахалтекинской породе: безукоризненного экстерьера, превосходного характера, высокой работоспособности и ярко выраженной породности. Соловая масть, карие миндалевидные глаза, легкая грива, белоснежный хвост, мускулистый торс и при этом спокойная величавость и несомненный интеллект сделали его любимой моделью для фотографов. Он легко вставал в экстерьерную позу, поворачивал, куда надо, свою слегка горбоносую голову, снисходительно терпел тискающую его толпу поклонников. Снимать его хотелось бесконечно… И я снимала его при всяком посещении Казахстана на протяжении пятнадцати лет.
Хорезм родился в 2000 году в Ставропольском конном заводе от Хутора и Пахты, он является результатом «золотого» кросса спортивных линий Факирпельвана (со стороны отца) и Араба (со стороны матери). Более того, в каждом из родителей Хорезма эти линии усилены еще и с материнских сторон. То есть, от Хорезма обоснованно ожидалась высокая работоспособность! И он не подкачал, в двухлетнем возрасте в скачках на Пятигорском ипподроме он выиграл традиционные призы: Казахстана, Летний, Пробный и остался хорошим третьим в Большом двухлетнем (1 Корона). Не дожидаясь завершения скакового сезона, его тут же купили казахи, как победителя учрежденного ими приза, и увезли в Казахстан, где в конном заводе «Ахал-Теке МиД» прошла большая часть славной жизни Хорезма. Он равно спокойно и уверенно служил как в спорте, так и в качестве производителя.
При несомненных генетических задатках Хорезма вправе было ожидать от него гораздо более высоких результатов в спорте, но в конных заводах, как правило, нет профессиональных спортсменов и тренеров. Тем не менее, в соревнованиях своего уровня, как в конкурах, так и в выездке, он неизменно выходил в победители. В качестве производителя Хорезм также не смог развернуться на малочисленном маточном поголовье, жеребят от него получали одного-двух в год. Из рожденных в этом заводе четырнадцати его потомков в раздел заводских маток поступила только одна кобылка по имени Хадиша-МиД, на всех остальных – крепких, нарядных – быстро находились покупатели, и они разошлись по частным рукам.
С 2015 года Хорезм использовался в других конных заводах Казахстана, где на новом маточном поголовье он проявил себя качественным и интересным потомством. Но в 2022 году последние хозяева жеребца продали его, выдав за семилетнего, буквально, на базаре. В качестве косячного производителя Хорезма определили в табун беспородных лошадей, и следы его затерялись в бескрайних степях. В дикой природе вряд ли смог долго продержаться деликатный и немолодой жеребец, выращенный в культурных условиях.
Фото Юлия Кузнецова