Невидимая связь. Леззет и Полигон

В знаменательной Полтавской битве, состоявшейся 27 июня 1709 года и окончившейся славной победой над шведами, непосредственно принимал участие сам русский царь Петр I. В русской художественной культуре, находившейся под воздействием этого события, образ Петра верхом на коне оставался самым знаковым вплоть до середины XVIII века. Многие художники воплощали этот образ в своих произведениях. И если сам Петр хорошо узнаваем, то коня изображали по-разному.

1. «Лошадь Государя Петра великого Лизета…» гравюра из книги О. Беляева

История сохранила следующие сведения о любимом коне Петра: имя его – Леззет, пол – жеребец, масть – соловая или светло-рыжая, порода – ахалтекинская (персидская). Сохранилось до наших дней и его чучело, потерявшее после неумелой реставрации свои формы, и, к счастью, имеется гравюра с первоначального чучела, иллюстрирующая книгу О.В. Беляева «Кабинет», которую следует признать наиболее близкой истинному облику этого коня (1).

На большинстве известных картин лошадь Петра выглядит довольно плотной и широкой, с сомкнутым корпусом, округленных форм, густым хвостом и горбоносой головой, что, с точки зрения современных знатоков ахалтекинской породы, не соответствует представлению об ахалтекинцах, характеризуемых изящными, тонкими, длинными, узкими линиями тела.

2. Луи Каравак «Полтавская битва», 1718 г., х., м., 281х487 см., фрагмент

Тем не менее, черты ахалтекинца явственно видны у царского коня на картине художника Луи Каравака «Полтавская битва», хранящейся в Государственном Эрмитаже (2). Причем, это наиболее раннее произведение на заданную тему, написанное художником в 1718 году по заказу самого Петра Первого. И вполне возможно, что Каравак воочию видел коня, так как есть сведения, что Леззет служил царю в боевых походах и сражениях не только под Полтавой, но и в Персидских походах (1722-1723гг.). Хотя Леззет сильно укорочен, его ахалтекинская принадлежность убедительно видится в изумительно породной голове с характерной выпуклостью лба, незначительной горбинкой носа, легким ганашом и большим выразительным глазом. Усматриваются текинские черты в высокопоставленной колоннообразной шее, в тонкой гривке с отсутствующей челкой, в обрезанном, но не густом хвосте, в длинной плоской мышце бедра, плавно спускающейся до скакательного сустава, в тонких, без щеток, конечностях. Убедительно передана масть, но в ней имеется какая-то несообразность. Она могла бы быть золотисто-буланой, так как видно, что гривка и хвост более темные. Но в нарушение требований «буланости» конечности лошади одного тона с корпусом, и только на одной правой задней ноге копыто, бабка и ¼ плюсны черного цвета. (И это черное копыто не находит себе объяснения в законах о мастях). В литературе масть Леззета чаще определялась как соловая, хотя встречались и такие названия как рыжая и бурая. В любом случае – это однородная масть и, судя по цвету сохранившейся шкуры коня, соловая. Еще одно раннее изображение Леззета (1710-е г.) придворным портретистом Петра И.Г. Таннауэром отчетливо передает соловую масть коня, но законы парадного портрета и немецкая склонность к пышным формам не остались бесследны (3).

3. И.Г. Таннауэр «Петр I в Полтавской битве»

Более поздние художники все дальше отходили от истинного облика Лезетта, наделяли его длинной гривой и густым хвостом, делая все более массивным, и даже меняя масть, вплоть до гнедой и даже серой. В частности, это хорошо заметно на картине А.Б. Виллевальде «Полтавская битва», выставленной в музее коневодства, где единственное, что сохранилось от оригинала – соловая масть (4).

4. А.Б. Виллевальде «Полтавская битва», конец XIX в.(фрагмент)

Безусловно, ахалтекинские лошади в прошлом имели несколько иной внешний вид. Об этом говорил в 1936 году профессор С.В. Афанасьев: «прежний ахалтекинец был более могучий и костистый, хотя ростом меньше современного». Вероятно, таким и был Леззет, и сомневаться в достоверности ранних его изображений, в частности на картине Каравака, нет оснований.

5. Заслуженный мастер спорта СССР И. Лысагорский и Полигон, фото 1954 г.

В современной породе встречаются подобные Леззету экземпляры, но с теми или иными несоответствиями. В справочнике «Конный спорт» М. Ф. Моисеева-Черкасского обнаружилась фотография солового Полигона, ранее известного только в момент прыжка через препятствие под И. Лысагорским. Вот кто оказался поразительно похож на Леззета! Похожесть не ограничилась только внешностью, оба отличились выдающейся работоспособностью: Леззет успешно выдержал походные и боевые испытания, а Полигон в 50-е годы ХХ века регулярно устанавливал рекорды СССР в высотных прыжках, не побитые до сих пор.

Удивителен ход истории, на два с половиной века протянувший нить, связавшую неутомимого боевого коня русского царя и выдающегося конкурного бойца советского спортсмена!