Лошади русских императоров

Среди ярких произведений живописи не сразу можно  разглядеть некрупные скульптуры пяти лошадок, хотя они и стоят на видном месте в витринах напротив входа в верховой зал. А ведь это лошади собственного седла русских  императоров:  Фрипон – Павла 1;  Марс – Александра 1;  Надежда – Николая 1;  Фауст – Александра 2; Коб – Александра 3.

            В разное время эти скульптуры выполнены двумя авторами: первые три – И.И. Юшковым; две другие – М.А. Козловской.

Иосиф Иванович Юшков (1788 -1849) был скульптором любителем анималистического жанра. Родился в Санкт-Петербурге,  cлужил в лейб-гвардии гусарском полку, вышел в отставку в чине полковника. В качестве вольнослушателя посещал скульптурный класс П.К. Клодта в Императорской Академии художеств и в 1848 году стал ее Почетным членом. Действительный статский советник, шталмейстер Императорского двора. Владел небольшой бронзолитейной фабрикой, выпускавшей бюсты, подсвечники и камерную анималистическую скульптуру. Имел небольшой конный завод, сам выезжал рысаков и участвовал в беговых состязаниях. К слову сказать, в музее экспонируется картина художника Н.Е. Сверчкова, изобразившего И.И. Юшкова зимой на набережной Невы, управляющего роскошным серым орловским рысаком.

Как ни странно, о замечательном скульпторе Козловской Марии Арнольдовне, кроме того, что она, по сведениям Я.И. Бутовича, была дочерью знаменитого коннозаводчика Вышеславцева и в 90- е годы  много лепила лошадей на ипподромах Москвы и С.-Петербурга, сведений не имеется. По грубому расчету ее годы жизни можно датировать концом XIX — началом ХХ веков. Кроме указанных двух скульптур, в музее имеются еще три ее работы.

Музей располагает довольно скромной информацией об этих царских лошадях, вся она заключалась в надписях на плинтах. С помощью некоторых доступных источников (В.И. Коптев «Материалы для истории русского коннозаводства», М., 1887 г.;   Л.И. Шатилова «Работы барона Клодта, выполненные «по Высочайшему повелению», С.-Пб., Эрмитаж, 2020 г.; статьи из интернет) удалось ее расширить.

ФРИПОН, лошадь Павла 1 (годы правления1754-1801), бронза, литьё, высота 21,5 см. На основании надписи «Fripon», «Фрипонъ», «Конь седла Императ. Павла 1-го», подпись автора «р. J. Jouschkoff».

 В свойственном  ему поэтичном стиле Василий Иванович Коптев писал о Фрипоне:  «Сия лошадь была мекленбургской породы, серой шерсти, ростом 2 аршин и 3 вершков, статна, неустрашима во всех случаях, имела вид гордый, красивый, ход верный и покойный, быстроту в скачке, и особенно отличалась добронравием. Государь употреблял ее наиболее при ежедневных выездах, учениях пехоты и во всех церемониалах. Фриппон шел за гробом покойного Императора в печальном уборе, пережил 19 лет милосердного владетеля своего и находился все это время на пенсии.  Пал имея  33 года от рождения. Сей лошади производили ту же дачу корма и имели по ней то же попечение, как и при жизни Императора. Но ездить на ней всем было возбранено. Нередко  сию лошадь Императрица Мария Федоровна повелевала выпускать из конюшни. Тогда благодарный Фриппон, собрав все свои силы, стремился на то самое место, где Государь на него садился, где сходил, где ласкал его, и где обыкновенно получал из собственных рук Царских сахар и бисквит. Он стоял тут на парадном въезде, озирался, ржал и выкликивал для лобзания ту щедрую руку, которая доставляла ему все выгоды жизни … здесь он принимал из десниц милосердной Государыни ту же порцию сахара и бисквита и удостоивался, как и прежде, той же ласки, потом  тихими шагами удалялся в свое уединение» (стр. 205-206). Исходя из этого сообщения, можно вычислить годы жизни Фрипона (1787-1820). С зоотехнической точки зрения о Фрипоне можно сказать: он мерин, кстати, как и большинство лошадей императорского седла. Мекленбургские лошади родом из Северо-Восточной Германии – крупные, верхово-упряжного использования, достаточно энергичные и послушные, они широко применялись в кавалерии. Выбор российских императоров этой породы оправдан, в особенности это можно отнести к Павлу 1, поклоннику всего немецкого. Фрипон представляется могучим, с мощной мускулатурой, на коротких прочных ногах, с бодро поднятым хвостом конем. Его облик вполне гармонизирует с портретом Павла 1.

МАРС, лошадь Александра 1 (годы правления 1777-1825), бронза, литьё, высота 24,3 см. На основании надписи: «1814, марта 19», «Марсъ Импер. Александра I-го», подпись автора «Юшковъ, р. J.Jouschkoff».

В интернет имеется версия, что на картине Ф. Крюгера Александр 1 сидит верхом на коне по кличке Марс, на котором он въехал в покоренный Париж. Из этого сообщения важно то, что Александр 1 въехал  в Париж на Марсе. Следовательно, именно на этой лошади, скульптура которой перед нашими глазами. К тому же, она выполнена вскоре после победы над Францией в Отечественной войне 1812 года. А какую лошадь могли заказать скульптору, как не знаменитую? Другое дело, что Марс несколько выходит из общего представления об императорских  лошадях как меринах, он – жеребец! Как на скульптуре, так и на картине Крюгера, где под императором изображен жеребец светло-серой масти. Возможно, такое исключение сделано специально  – торжественный въезд в покоренную столицу эффектнее провести на горячем и непременно белом жеребце. Сделаем косвенный вывод – Марс был серой масти.

Что касается породности Марса по скульптуре. Его можно отнести к мекленбургской породе, но более облегченного типа, нежели у Фрипона. В пользу этого предположения выступают удлиненный формат, могучая мускулатура, прочные сухие конечности с короткими пястью и плюсной. Бодро поднятый, если только не принудительно специальной операцией с подрезанием сухожилий сгибателей,  укороченный по европейской моде хвост, свидетельствует об энергичном темпераменте лошади. Вот только слишком длинная для такого формата шея делает Марса как бы «игрушечной лошадкой» и затрудняет оценить его рост. Но эти и некоторые другие погрешности можно простить скульптору-любителю, еще не набравшемуся опыта в 26 лет.  Кстати, на скульптуре Фрипона не проставлена дата изготовления, но с большой долей вероятности можно посчитать также 1814 год, уж очень скульптуры похожи, и, вероятно, обе были заказаны Николаем 1, большим знатоком и любителем лошадей. Зная годы жизни Фрипона, можно установить, что скульптор запечатлел его в 27-летнем возрасте. А вот о возрасте Марса можно только предположить, что он изображен в полном расцвете сил, наступающем в 5-7 лет. Продолжим о картине Крюгера с его Марсом. Или не Марсом. Как известно, Крюгер писал Александра 1 верхом на белом жеребце как триумфатора для Военной галереи Эрмитажа. Причем уже после смерти императора, в 1837 году, не видя его и, тем более, не видя того самого Марса. Правда, он переписывал портрет с картины Дж. Доу, не понравившейся экспертам, но также написанной после смерти Александра 1, в 1827 году. Скорее всего, под Александром 1 вымышленная идеальная лошадь. Не исключено, что и  орловский рысак светло-серой масти, возможно, из числа подаренных дочерью графа А.Г. Орлова-Чесменского Анной Алексеевной. А то, что он показан жеребцом, так это по закону жанра. В реальности ведь из Хреновского завода даже царям не кастрированных жеребцов не продавали.

НАДЕЖДА, лошадь Николая 1 (годы правления 1796-1855), 1847 г., бронза, литьё, высота 29,5 см. На основании надписи: «1847-го июля I-го», «Гос. Имп. Николая I-го», «Надѣжда» и подпись автора «И. Юшковъ».

Вычитанная из интернетной статьи С. Девятова «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта» в 2 томах информация о том, что «Скульптура была подарена императрице Александре Федоровне на день рождения в 1845 году скульптором, шталмейстером Юшковым» противоречит дате изготовления самой скульптуры. Возможно, была допущена опечатка, но и стопроцентной уверенности в данном сообщении уже нет. Других следов Надежды  в интернет пространстве не обнаружено. Что остается сказать. Перед нами работа уже зрелого 59-летнего Юшкова. Скульптура более тонко проработана, лошадь гармонична, ее стати соразмерны. В отличие от Фрипона и Марса, кобыла показана на эффектном движении, похожем на пассаж, во всем ее облике чувствуется огненный темперамент, это видно и в поднятом хвосте, прижатых ушах, раздутых ноздрях, широко раскрытых глазах. Без труда угадывается порода. Да, это самая лучшая кавалерийская порода мира, созданная графом А.Г. Орловым-Чесменским –  орловская верховая! А дополнительным аргументом этого утверждения является приверженность Николая 1, как и многих  военных аристократов того времени, к этой породе лошадей – блестких, темпераментных, сильных и выносливых.

ФАУСТ, конь императора АлександраII (годы правления1818-1881), бронза, литьё, высота 22,8 см. На основании подпись автора «Козловская», клеймо изготовителя «отл. А. Моранъ пр.» и надпись «Конь «Фауст» сѣдла Его Величества Государя Императора Александра II».

О Фаусте также очень скудная информация. Он был мерином рыжей масти, пал 29 октября 1902 года, в том же году «препаратор Зоологического Музея Академии Наук Фирлей выполнил  чучело и скелет коня». Забегая вперед, скажем, что было изготовлено и чучело Коб, лошади Александра 3. Однако они не сохранились. Зная, что Александр 2 не отличался особым мастерством верховой езды, можно быть уверенным, что Фауст был терпеливым и послушным конем. Что касается породной принадлежности, его можно отнести к разряду западноевропейских полукровных пород, не отличающихся горячим темпераментом.

КОБ, кобыла императора Александра III (годы правления 1845-1894), 1890-е гг, бронза, литьё, высота 21,5см. На основании подпись автор «Козловская», клеймо изготовителя «отл. А. Моран», между основанием и подставкой размещена металлическая пластинка с надписью «Кобыла «Коб» седла Его Величества Государя Императора Александра III».

Эта лошадь английской полукровной породы коб как нельзя более подходит к могучему облику русского императора. Удалось узнать, что она была гнедой масти и скончалась 1 августа 1903 года, пережив своего венценосного всадника на 9 лет. Надо отметить, что кобы были довольно популярны в России, они привлекали даже неопытных ездоков надежностью, устойчивостью на ногах и спокойным нравом. Не будучи опытным всадником Александр 3 также предпочитал этих лошадей. На придворной конюшне кобов было много и, особенно не утруждаясь в поисках кличек, их так и называли «Коб», только присваивали номера – №1, №2 и так далее.