Личности в истории коннозаводства
1. Богданов-Бельский Н.П. «Портрет коннозаводчика М.И. Лазарева», нач.XX в., х., м., 130х102 см.
Две выдающиеся личности – человек и лошадь – сошлись в английском зале Музея коневодства. Причем, не только они, но и потянувшийся за ними огромный причинно-следственный шлейф. И этот шлейф можно, в какой-то мере, проиллюстрировать художественными произведениями. Начнем с человека. Это Михаил Иванович Лазарев(1860 — 1914), прогрессивный заводчик лошадей английской скаковой породы. Его большой роскошный портрет кисти академика живописи Н.П. Богданова-Бельского (1868-1945) украшает торцевую стену зала (Рис.1). М.И. Лазарев совместно с супругой Евгенией Ивановной имел конный завод в Полтавской губернии, два скаковых тренотделения в Москве и Варшаве, в которых иногда находилось до 100 голов молодняка. Десять лет, с 1903 по 1913, лошади Лазаревых доминировали на российских ипподромах, их готовили лучшие тренеры, на них выступали лучшие жокеи в малиновых камзолах и черных картузах – собственных цветах конюшни Лазарева. В заводе Лазаревых родились два Всероссийских дербиста: 1911 года – Флореал и 1913 года – Демосфен. Незадолго до смерти от сердечной недостаточности Михаил Иванович написал завещание, по которому завод передавался в государственную казну и где были указаны определенные условия и требования. В частности: сохранение до последних дней жизни жеребцов-производителей Флореала, Зейтуна, Демосфена; непременное содержание в Англии и Франции части маточного поголовья и случка их с лучшими жеребцами этих стран; запрет на продажу в частные руки молодняка. 1 марта 1915 г. передача была осуществлена вдовой М.И. Лазарева.
А теперь о лошади. Это двадцать шестой дербист жеребец Флореал (Рис. 2). Портрет Флореала написан художником В.В. Семенским. В отличие от портрета двадцать пятого дербиста Тезея того же автора, показавшего не только экстерьер, но и характер жеребца, при всем блеске и выразительной точности форм Флореала, мы видим лишь идеальную, геометрически правильную скаковую конструкцию, не более. Зато генеалогию этой лошади можно рассматривать как образец целенаправленной и оправдавшейся селекционной идеи М.И. Лазарева, пославшего одну из лучших своих кобыл Мисс Черчилль, дочь второго российского дербиста, выдающегося производителя Рулера в Англию под жеребца Флоризеля-2. Флоризель-2, раскрывший свой скаковой класс только к четырем годам, был родным братом двух величайших дербистов: Персиммона и Дайамонда Джюбили, причем последнему присвоен титул «Трижды венчанный», так как в 1900 году он выиграл кроме Дерби еще два высших приза – 2000 гиней и Сент-Леджер. Эти жеребцы родились от родоначальника линии Сент Саймона и Пердиты-2. Жгучая кровь Сент Саймона, одного из класснейших скакунов за всю историю чистокровного коннозаводства, не знавшего соперников на любых дистанциях, сыграла свою роль. Флореал скакал только в традиционных призах и всегда их выигрывал: помимо Всероссийского Дерби в Москве, он выиграл Варшавское Дерби, а также Продиус, Императорский приз, приз Рулера. Общая сумма его выигрыша составила75390 рублей! Лазарев был настолько уверен в успехе такой генеалогической комбинации, что записал Флореала на Дерби сразу после его рождения, и здесь нужно отметить важный момент – по правилам того времени участвовать в розыгрыше Всероссийского приза могли только лошади, рожденные в России, независимо от «национальности» их родителей и места зачатия. Флореал оказался успешным производителем, однако его судьба сложилась трагично – в годы Гражданской войны он бесследно исчез, также как и большинство его потомства. В двадцатые годы случайно были найдены два его сына и восемь дочерей: из этого малого числа жеребец Тагор (Рис. 3) оказал решительное воздействие на развитие советского чистокровного коннозаводства. Тагор родился в заводе Лазаревых в 1915 году
от Парагвай – дочери Кво-Вадиса (Рис.4) победителя Большого приза города Парижа, второго призера французского Дерби. В двухлетнем возрасте он отлично скакал на Московском ипподроме и был потенциальным дербистом, но в 1918 году, в связи с революционными событиями, скачки были прекращены и Дерби выиграть он не мог, да и чудом сохранился сам. Тагор использовался производителем в конных заводах Чесменском и «Восход», стал родоначальником прогрессивной генеалогической линии, от него получено четыре дербиста: Терек (1926 г.), Карта (1930 г.), Гитара (1932 г.), Сектор-2 (1937 г.). Однако величайшим его сыном и основным продолжателем линии был рыжий жеребец Гранит II (Рис.5), родившийся в Чесменском конном заводе в 1930 году от Глицинии, дочери тридцатого дербиста Грей Боя (Рис.6). В скаковой карьере он повторил
судьбу отца, выиграв двухлеткой три скачки из четырёх, в том числе Приз им. М.И.Калинина, а в Дерби не смог участвовать из-за хромоты, но в заводской карьере
превзошёл его. В племенной книге записаны 31 сын Гранита II и множество кобыл, получивших заводское назначение; среди его детей четыре дербиста: Дагар (1938г.), Зигота (1939г.), Дуглас (1947 г.), Грог-2 (1949 г.). Причем, Грога-2 (Рис. 7) можно считать дважды «трижды венчанным», и по отечественной, и по английской классификациям. По
принятому в Советском Союзе условию, «трижды венчанными» называли лошадей, выигравших самые главные призы в трех возрастных категориях: в двухлетнем возрасте приз им. М.И. Калинина, в трехлетнем – Дерби (Большой Всесоюзный приз), в четырехлетнем – приз им. СССР. Грогу-2 это удалось. Второй раз это звание он получил за выигранные в трехлетнем возрасте, кроме Дерби призы: Большой Летний, имени С.М. Будённого, аналогичные призам 2000 Гиней и Сент Леджер.
Более 70 лет отечественное чистокровное коннозаводство держалось на могучем фундаменте, замешанном на крови Флореала – Тагора – Гранита II. Их последующие потомки, дербисты: Гудзон, Заказник, Герольд, Суздаль, Флоридон, Кастет, Фазон, Флагман (Рис.8), Гжатск, Эфес, Гурзуф составляли драгоценный фонд английской скаковой породы российской селекции. О Флагмане можно добавить, что он стал юбилейным, 100-м дербистом, выигравшим этот приз в 1986 году и, к сожалению, последним в музейной галерее портретов дербистов.
Когда-то на школьном уроке политэкономии мы проходили тему «Роль личности в истории». Как видим, этот постулат активно работает и в коннозаводстве.