Жеребец Аад
Сверчков Н. Е. «Аад», 1870г., х., м., 80х106,6 см.
Художник Н.Е. Сверчков (1817-1898) написал портрет серого ахалтекинского жеребца Аада на следующий год после его триумфального участия во Второй Всероссийской конской выставке 1869 года, и это единственный портрет текинца в его творчестве. К тому же, это самое раннее изображение лошади ахалтекинской породы в коллекции музея коневодства. К сожалению, происхождение Аада неизвестно, ведь генеалогию породы начали вести лишь с 1885 года. Мы знаем лишь, что он принадлежал коннозаводчику М.С. Мазурину, рост имел 160 см (2 аршина 4 вершка), экспонировался в специально построенной для него беседке в восточном стиле, и вся Москва съезжалась смотреть на него.
Художник видел Аада в Москве, но на своем полотне он изобразил его на фоне привычного туркменского пейзажа: безжизненной пустыни под синим знойным небом, по которой в клубящейся пыли уходит вдаль караван верблюдов. За невзнузданным жеребцом находится юрта, перед входом в которую на текинском ковре в характерной позе сидит туркмен. Вероятно, он совершает послеполуденный намаз, повернувшись лицом на восток, а между небом и человеком стоит конь, выступая своего рода проводником его молитвы. Эта тонкая деталь чрезвычайно важна для понимания роли коня в укладе туркменского народа, ведущего кочевой и воинственный образ жизни. Русский художник понял и передал художественными средствами самую заветную тайну туркмена – страсть к своему коню, которого он чтит как Бога, а может и выше Бога….
Что представляет собой Аад? По зоотехнической классификации он может быть отнесен к среднему внутрипородному типу. Жеребец даже по современным меркам крупный, костистый, с очень глубокой грудной клеткой и ярко выраженного скакового сложения. Именно такие формы свойственны английской скаковой породе, и это лишний раз подчеркивает определяющее воздействие ахалтекинской лошади при выведении самой резвой породы мира.