Жемчужина иранского искусства в собрании Университета

На днях, во время делового и дружеского визита в Университет научных организаций Ирана, заместитель министра сельского хозяйства Исламской Республики Иран, господин Моджтаба Хвйам Некуи преподнес Университету драгоценный подарок – настенную тарелку, выполненную в знаменитой персидской технике минакари. Ректор Университета, академик РАН профессор Владимир Иванович Трухачёв сообщил гостям, что данный ценный дар будет навечно помещен в Музей истории РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева.

Синяя солнцеподобная тарелка представляет собой традиционную иранскую расписную эмаль. Изготовление металлических эмальерных предметов, покрытых орнаментами, сложилось в Иране несколько тысяч лет назад, во времена династии Ахменидов (558-330 гг. до н.э.). Древние эмалированные изделия с минакари, сохранившиеся до наших дней, представлены в качестве экспонатов в музеях разных стран.

Процесс изготовления каждого изделия трудоемок и требует участия многих ремесленников. Тончайшие изделия из красной отчеканенной меди три раза обжигают в белой (каолиновой) глине, за счет чего изделие приобретает глубокий насыщенный цвет фона. Для расписывания сосудов используют натуральные растительные и минеральные краски. Сегодня применяют, как натуральные, так и синтетические красители: оксид золота дает красный оттенок, оксид меди – синий и зеленый и т. п. Традиционные синие и зеленые узоры в стиле «эслими» известны уже более тысячи лет.

В собрании музея уже имеются два прекрасных произведения иранского искусства: настольный чернильный прибор от выпускников Университета, граждан Ирана, и настенная плакетка-шахада от аспирантов Ирана.

Чернильный прибор выполнен в технике хатам. Это древняя персидская техника инкрустации по дереву. Особый вид мозаики, где сложный геометрический узор, в основе которого треугольники, создается путем приклеивания к деревянной или иной поверхности изделия тонких пластин, изготовленных из дерева, кости и металла. Таким способом украшают, практически, любые предметы — от дверей и рам до шкатулок и шариковых ручек. Плакетка, правильное наименование которой «шахада» (Послание-клятва Всевышнему), с серебряным иероглифическим шитьем в инкрустированной раме в смешанной технике минакари и хатам, еще одна редкая ручная работа иранских мастеров. Плакетку аспиранты преподнесли в дар первому директору музея, Ольге Николаевне Бычковой за вклад её отца, переводчика фарси, в дружбу двух государств и ее участие в жизни иранских студентов. Все три произведения искусства экспонируются в холле Подарков Университету, и дают представление о культуре государства, граждане которой каждый год пополняют ряды наших студентов и аспирантов.