Единство разума и силы
Неизв. ск. «Задорный на ходу в беговых дрожках с наездником», 2-я половина 19 в., серебро, выс. 32 см.
На этой скульптуре неизвестного автора изображен знаменитый призовой рысак 19 века Задорный. Был он светло-серой масти, родился в 1854 году в заводе И.А. Молоцкого от Горностая и Богатырки. От имени, купившего его графа И.И. Воронцова-Дашкова, успешно выступал на ипподромных состязаниях в Москве, затем состоял основным производителем в его заводе. Под управлением наездника Григория Облопохина Задорный выиграл пять крупных призов на сумму 2717 руб. 50 коп., среди них самый престижный Императорский приз на 5 верст с перебежкой 3 версты.
Скульптура может служить яркой иллюстрацией к словам В.И. Коптева, относящимся к особенностям русского наезднического искусства: «Около 20 лет способ понуждения для рысаков почти не существовал: благородные потомки арабского Сметанки сами просились и летели вперед по собственному благородному рвению, и их усердие ценилось охотниками и гарантировало их благородство, телесное наказание не касалось благородных рысаков наших».
Как же автору удалось передать это «благородное рвение»? В руках наездника мы не видим длинного хлыста, которым сейчас пользуются на финише для ускорения бега. Кстати, хлыст вместе с американским рысаком, беговым двухколесным экипажем и манерой езды привезли в Россию американцы. До того, по словам Василия Ивановича, русские наездники вырабатывали связь с лошадью только «вожжами посредством удил». Незаметным движением рук, не вызывающим малейшего колебания вожжей, наездник умел передать свое требование лошади. И мы видим эту связь, протянувшуюся через ровно натянутые вожжи ко рту лошади, они составляют одну линию с вытянутыми руками наездника, передающими энергию посыла. Выразительно показана ответная реакция лошади. Ее повернутые назад уши чутко прислушиваются к наезднику; широко раскрытые ноздри вбирают в легкие воздух, необходимый для напряженного размашистого бега. Спокойный наездник и самозабвенно мчащаяся вперед лошадь – вот так и должно выглядеть единство разума и силы!