Взгляд из глубины веков
Франц Бартоломео «Голова лошади» , х., м., 124,5х142см.
Эта картина полна загадок. Большая часть холста отведена бревенчатой стене конюшни, на которой из темноты сквозь маленькое окошко выглядывает голова лошади в мундштучном оголовье. Картина буквально вся выполнена в темном буро-коричневом цвете и, если б не маленькая белая звездочка во лбу лошади и тусклый стальной цвет мундштука и металлических деталей уздечки, могла бы считаться монохромной. Обрамляет ее простая дубовая рама такого же цвета.
Картина очень стара и хотя не датирована, можно смело отнести ее к последней четверти XVIII века. Яков Иванович Бутович считал картину одной из главных в своей галерее, к тому же она происходила из художественной коллекции самого графа А.Г. Орлова-Чесменского, и он-то знал ей цену. На обороте картины имеется надпись, сделанная черной краской: «Сия картина принадлежит графу Орлову прозвания этой Сметанка … Франц Бартелемей…. Галлерея Графа Орлова ….».
Бутович считает, что это портрет красно-бурой кобылы Сметанки, дочери арабского Улана и Сметанки, заводской матки графа А.Г. Орлова-Чесменского, данные о которой им были найдены в опубликованных списках лошадей завода. Из имеющейся надписи Бутович также полагает, что у графа существовала картинная галерея его лошадей, их портреты писали приглашенные иностранные художники, а также и собственные крепостные. Вполне вероятно, что последних обучали приглашенные иностранцы, также как обучали искусству жокейской езды способных ребят английские тренеры. Возможно, автор картины Франц Бартоломео, судя по имени итальянец, был одним из учителей в школе крепостных художников.
Что касается имени «Сметанка» белого арабского жеребца, выведенного графом из Аравии в 1775 году и ставшего легендой за свои ценные качества. Похоже, имя это давали в память о нем, и неоднократно, но уже кобылам, даже не обращая внимания на масть. По существу это имя женское, как же оно досталось жеребцу? Объяснение видится в стремлении к упрощению русского языка – труднопроизносимое имя «Сметанный», изначально данное жеребцу, со временем превратилось в «Сметанку», что и привело к генеалогической путанице. Подобное встречается в орловской рысистой породе на примере многочисленных Лебедей, Полканов, Бычков и Кроликов, получивших эти имена в честь знаменитых родственников, и разобраться в которых не просто.
Бутович сокрушался, что этот уникальный портрет не был выставлен в Музее коневодства и коннозаводства на Скаковой аллее, кстати, он не выставлялся и в Музее коневодства Тимирязевской академии с момента его образования. И только после капитального ремонта и значительного расширения экспозиционной площади картина нашла свое место при входе в зал рысистого коннозаводства рядом с портретами графа и прославленного Сметанки.
Картина неизменно привлекает внимание посетителей своей обособленностью, вызывает вопросы и домыслы.
Какие тайны столетий отражаются на лице лошади? Что скрывается в глубине её бездонного глаза? На ум приходят стихи Николая Заболоцкого, как будто специально написанные к картине, как будто он провидел встречу с ней, заглянул в глаза изображенного коня и увидел тесную связь двух понятий – «слово» и «конь».
….. если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню.
Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
Мы услыхали бы слова.
Слова большие, словно яблоки.
Густые,
Как мед или крутое молоко.
Слова, которые вонзаются, как пламя,
И, в душу залетев, как в хижину огонь,
Убогое убранство освещают.
Слова, которые не умирают
И о которых песни мы поем….
Речь, язык, слово – это главная отличительная принадлежность каждого народа. Конь – это основа нравственной устойчивости народа, воплощение его духовной сущности. В своей национальной породе лошадей каждый народ реализует свое представление о себе самом. Для России знаковая порода – орловский рысак, воплотивший в своих характеристиках черты русского человека: трудолюбие, терпеливость и лихую удаль. Не будет слова – исчезнет народ, не будет коня – погибнет народ.