Бычок и его прямые потомки на картинах музея коневодства
До 12-летнего возраста им владел московский кирпичный магнат, купец Н.Е. Смесов, которому Бычок принес огромную прибыль своими ипподромными победами, да еще 36 тысяч рублей ассигнациями, баснословные по тем временам деньги, за которые его купил вице-президент Московского бегового общества Д.П. Голохвастов. И уже Дмитрий Павлович два раза выставлял Бычка на призы, дважды ему соперником был его родной племянник знаменитый Лебедь и оба раза Бычок выигрывал, показав в 1836 году рекордную резвость 5 мин. 45 сек. на три версты (3200 м.).
За «битвой гигантов» в ту пору следила вся Москва, разделившись на два лагеря – сторонников Бычка и почитателей Лебедя. И тот и другой стоили отдельного романа. О Лебеде расскажем в следующий раз, но здесь отметим, что Лебедь побил на одну секунду рекорд Бычка, правда, не в очном состязании, а в беге с не менее знаменитым рысаком Потешным. Бычок все же попал в настоящий роман – «Былое и думы». Родственник Голохвастова А.И. Герцен хорошо знал его, он писал, что по бегу и красоте Бычок может считаться первым рысаком не только Москвы, но всей России, и что приобретение жеребца Голохвастовым «обрадовало и согрело последние десять лет его жизни». Известный историк коннозаводства В.И. Коптев оставил о Бычке незабываемые строки: «… я видел его первое состязание в Москве и, сознаюсь, что никогда не видел ничего подобного; если все то, что я видел дотоле, были лошади, то Бычок был какое-то новое существо, какой-то крылатый дракон, который устремился в воздух, отталкивая от себя землю…».
В экстерьере Бычка, что хорошо видно на картине, написанной в год установленного рекорда, чувствуется гармоничное сочетание мощи и легкости. Рельефная мускулатура крупа, бедер, плеча и тонкие сухие ноги; могучая длинная шея и довольно маленькая голова. Заметен единственный недостаток в строении этого нарядного жеребца – несколько провисшая спина, которая в последствие принесла много проблем коннозаводчикам, но это другая тема. Тонко подмеченные черты экстерьера важны специалистам-селекционерам. Ценны также и исторические детали картины: Бычок изображен стоящим на Ходынском поле, чуть поодаль видны дрожки с хомутом, из которых только что выпрягли лошадь. На дальнем плане судейская беседка, еще далее – постройки Петровского дворца. Держит Бычка за повод рыжебородый человек в длиннополом сюртуке и цилиндре – это купец, известный коннозаводчик Н.Е. Смесов.
Феноменальную резвость Бычок передавал своим потомкам, его кровь ценилась в заводах, ориентированных на «призовой столб». Чтобы представить масштаб преклонения перед Бычком, достаточно сказать, что его именем были названы его пятеро сыновей, пятеро внуков и пятеро правнуков, а именем его лучшего сына Петушка — три сына и один внук последнего. Такова была убежденность, что имя сказывается в потомках! В музее экспонируются портреты одного сына, трех внуков и одной внучки и одного правнука Бычка.
Портрет сына Бычка и Ловкой, рыжего Бычка,1834 года рождения в заводе Ф.М. Циммермана написан художником А.П. Швабе в 1845 году.
Все четыре внука Бычка – дети выдающегося Петушка, портрета которого, к сожалению, не имеется.
Самый известный из них Красавец, от Прелестницы, родился в 1852 году в конном заводе Д.Д. Голохвастова. Красавец бежал 23 раза под управлением своего бессменного наездника Ф. Семенова и выиграл 19 призов на сумму 7287 рублей, в том числе четыре Императорских приза и два Приза Наследника цесаревича. «Двойной портрет» Красавца и Федора Семенова написан Н.Е. Сверчковым в 1861 году.
Два других внука, написанные художником Р.Ф. Френцем, родные гнедые братья от Чародейки, Петушок-2 и Кочет, родились в конном заводе графа И.И. Воронцова-Дашкова в 1865 и 1864 годах. О ценности Кочета свидетельствует хотя бы такой факт: в 5-летнем возрасте он был продан в Америку миллионеру Уайнесу, там проявил себя классным бегуном, отличным производителем и существенно повлиял на эволюцию американского рысака. Через 10 лет его выкупили обратно в Россию, «такая корова нужна самому».
Внучка Бычка, очень крупная, гнедая Приманчивая родилась в 1858 году от Хвастуньи в заводе Д.А. Энгельгардта, она получила 1 премию на Первой Всероссийской Конской Выставке в Москве в 1866 году. Ее портрет написан Н.Е. Сверчковым.
Портрет правнука Бычка, Кречета, написан Н.С. Самокишем. Серый Кречет родился от Петушка-2 и Короны в 1886 году в заводе М.Г. Петрово-Соловово. Девять лет он успешно бегал в Москве и С-Петербурге, выиграл традиционные призы: Государя Наследника, Большой Московский, Принца Валлийского, Государыни императрицы Марии Федоровны. Общий выигрыш составил 28041 руб.
Дочь Кречета Урна также прославилась своими успехами на ипподроме. Ее портрет написан художником К. Юоном.
Бычок пал зимой 1843 года от разрыва сердца после показа его на резвой рыси гостям Д.П. Голохвастова. Вот где оправдалась фамилия его владельца, решившего прихвастнуть своей знаменитостью и забывшего, что рысак спущен с работы, закормлен, да и мороз стоял жестокий…
В музее хранится скелет Бычка, препарированный в Московском университете. В этом году косточкам Бычка исполнилось 197 лет.