Бегри Багрейн и неизвестный белый жеребец
В восточном зале музея коневодства вывешены рядом две небольшие картины художника А.П. Швабе (1824-1872) – экстерьерные портреты серых арабских жеребцов. Картины имеют одинаковый размер, одинаковые рамы и, вероятно, написаны в одно время, в одном месте и по заказу одного лица. На одном из них имеется надпись «Бегри Багрейн» (рис.1), имя другого жеребца неизвестно (рис.2).
Арабский жеребец Бегри Багрейн служил производителем на стрелецкой верховой породе. О нем в заводской книге лошадей государственного стрелецкого конного завода (1867 г) пишется: «Из всех выводных восточных жеребцов Бегри Багрейн был самый замечательный по приплоду производитель. Жеребец этот принадлежал к высшей арабской породе, родился на острове Бегри-Багрейн при Персидском заливе. Он был куплен будучи еще жеребенком Маскатским Имамом и подарен принцу Ширазскому, который подвел его Фет-Али-Шаху, и Шах сам на нем ездил. Бегри Багрейн был серый, росту 2 ар 2 вер, куплен в 1834 году Клеммом за 450 червонев и поступил в завод в 1835 году, а в 1841 пал. От него было 8 заводских жеребцов и много маток, потомство которых и ныне славится своими достоинствами».
По картине хорошо видно, что жеребец не молод: он полностью побелел, проявилась «гречка» на лопатках и на голове, спина стала «мягкой», но при этом лошадь выглядит бодро и благородно, конечности безупречны. Даты написания картины не имеется, но известно, что жеребец пал в 1841 году, и, скорее всего, в этот год, но никак не раньше 1840, она была выполнена художником. Ведь творческий путь Швабе начался с 1840 года, когда он, еще обучаясь в Академии Художеств, получил малую серебряную медаль за этюд с натуры. Исходя из этих дат, естественно предположить, что портрет неизвестного жеребца написан также в 1840 или 1841 годах. Естественно предположить, что он также состоял в производящем составе, ведь, как правило, художникам заказывают портреты знаменитых лошадей. Итак, у нас имеются следующие подсказки к поиску его имени: год нахождения в Стрелецком заводе, порода и масть. Открываем в заводской книге таблицу заводских жеребцов, бывших и находящихся с 1819 по 1866 годы. В ней 340 жеребцов, из которых нужно выбрать серых арабских зрелого возраста, находившихся в заводе на момент 1841 года. Таких было обнаружено среди покупных жеребцов три головы.
- Магмяд-Баяр-Хан, находился в производящем составе с 1825 по1841 годы
- Неджди находился в производящем составе с 1835 по 1842 годы
- Рехис находился в производящем составе с 1839 по1841 годы
Если предположить, не принимая во внимание предшествующую историю каждой лошади, что в производящий состав они вошли в возрасте никак не моложе 5 лет, то первый кандидат отпадает, так как выглядит заметно моложе 21 года, второй и третий выглядят более подходяще. Но, почему-то хочется из двух последних выделить Неджди, он был поставлен в производящий состав в 1835 году одновременно с Бегри Багрейном. Не был ли он куплен из тех же рук, и не был ли он в родстве с Бегри Багрейном? На мысль о родстве наталкивают довольно редкие, передающиеся по наследству тельные пятна, так называемые «пятна проказы». Эти пятна розового цвета расположены вокруг глаз, на носу, губах, на мошонке и на внутренней поверхности бедер у Бегри Багрейна, также как и у неизвестного жеребца.
Разумеется, это только версия, и утверждать, что неизвестный жеребец именно Неджди, 100-процентных оснований нет, как и нет 100- процентных оснований вообще утверждать, что он написан Швабе в одно и то же время и в одном и том же месте, что и Бегри Багрейн.