Загадка Сметанки
Неизв. художник «Сметанка», (1777-78 г), х., м., 48х62 см.
Экспозиция зала рысистых пород начинается с портрета светло-серого жеребца, написанного крепостным художником, предположительно Гавриилом Васильевым. Надпись в правом нижнем углу картины свидетельствует, что перед нами «Сметанка графа А.Г. Орлова-Чесменского», купленный в Турции, куда он был доставлен из Аравии, за баснословную для тех времён сумму – 60 тыс. рублей, дед родоначальника орловских рысаков Барса I. Этот портрет – единственное прижизненное изображение Сметанки, к сожалению, с позднейшими записями и тонировками, которые исказили первоначальный облик.
Трудно поверить, глядя на довольно примитивное изображение, что об этом жеребце современник, опытный ветеринарный врач Л. Эвест, писал: «… я не видывал лучшей арабской лошади красотою, ростом, чистотою и силою натуральных способностей, каков был этот жеребец по прозванию Сметанной». А мы замечаем явное преобладание длины корпуса перед высотою в холке, что несвойственно арабской породе, но оказывается, художник не виноват – жеребец был действительно длинным за счет лишней, девятнадцатой, пары ребер – это выяснилось после смерти жеребца. Его скелет как реликвия долго сохранялся в заводе, но был утрачен во время пожара. Еще нас удивляет неподходящая жеребцу кличка женского рода. Объяснение этому видится в свойственном русскому языку стремлении к упрощению. Изначальное труднопроизносимое имя Сметанный со временем превратилось в более удобное Сметанка и, в то же время, оно стало ласковым, домашним. Вероятно, обладавший мягким, послушным характером, жеребец так назывался в заводе.
Хотя даты написания на картине не имеется, ее определить можно достаточно точно. Сметанку привели в Россию в завод графа А.Г. Орлова-Чесменского в 1777 году, и писать с натуры его можно было только тогда, так как через год он пал. Есть две версии гибели Сметанки. Одна вполне прозаическая – от простуды в суровом московском климате, другая – романтическая, изложенная в одноименной повести Ф. Кудрявцева. Научная ценность портрета Сметанки чрезвычайно высока для истории российского коннозаводства. Из всего пяти оставленных им детей, через Полкана 1, отца Барса 1 он вошел в орловскую рысистую породу, а через Фелькерзама и в орловскую верховую породу. В истории мирового коннозаводства невозможно найти подобный пример, когда от одного жеребца пошли две породы, причем, качественно разные – упряжная и верховая!