Скверный характер и пылкое сердце
Серов В.А. «Летучий», 1886 г, х., м., 88,5х89см.
Этот портрет орловского рысака Летучего кисти известного живописца В.А. Серова неизменно привлекает внимание посетителей музея. Уж очень он выделяется среди большинства так называемых «экстерьерных» изображений лошадей, ведь именно по внешним формам составляется представление о качестве лошади. Этот же портрет, скорее всего, можно назвать «психологическим», так как что-то заставляет нас почувствовать внутреннее состояние лошади, ее характер. Это впечатление происходит
и от таланта художника, и от смелой живописной манеры, и от нестандартной позы жеребца. Он стоит не строго боком, а в три четверти поворота на зрителя так, что трудно оценить его экстерьер, да и нет в этом необходимости, все внимание зрителя направлено на лицо жеребца, на котором преувеличенно огромный, бездонный глаз как бы заставляет заглянуть в самую его душу и увидеть бунтующую, кипящую натуру. Заложенные назад уши выдают настороженность и готовность злобно отреагировать на любое недружественное движение. Таким и был в действительности сын Добродея и Ладьи, настоящий ипподромный боец, победитель Императорского приза, отец основателя линии Громадного и дед «лошади столетия» великого Крепыша, прославивший своим потомством конный завод Н.П. Малютина. Да, только с таким огненным характером и пылким сердцем можно держать славу породы!
Но есть еще одна особенность у этого портрета! Если, не мигая, смотреть в одну точку и затем расфокусировать зрение, можно увидеть фантастическое: Летучий мерцает, переходя от ослепительного серебристо-белого цвета до бархатного угольно-чёрного. Он заполняет собою всё видимое пространство, это состояние выдержать больше полминуты невозможно.
Сколь необычен сам портрет, столь необычна его судьба. Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911) был когда-то бедным студентом. Он снимал квартиру в доме Н.П. Малютина, и однажды Николай Павлович предложил ему в счет оплаты жилья написать портрет жеребца Летучего. Серов и не предполагал, что его картина станет шедевром. Малютину портрет понравился, он им очень дорожил, тем не менее, незадолго до смерти подарил его своему наезднику П.А.Чернову. За бывшим знаменитым наездником долго следил Я.И. Бутович, ожидая момента, когда тот, ведущий неумеренный образ жизни, промотает состояние и будет вынужден продать картину. Так и случилось. Бутович сговорился с Черновым, жившим в Тверской губернии, о цене в 300 рублей, той же, за которую Малютин купил у Серова портрет, перевел деньги телеграфом, и только было собрался просить художника С.С. Ворошилова съездить за картиной, как получил посылку почтой – свернутое в рулон драгоценное полотно. К счастью, оно не пострадало и не пропало в дороге. Не погибло оно и во время пожара, случившегося в ночь 31 декабря 1914 года в доме Бутовича. Тогда, гостивший у него художник Н. Самокиш первым делом схватил картину и, разбив окно, в одном белье выскочил с нею на мороз.
Шедевр, столь ценимый Яковом Ивановичем, и сейчас является «жемчужиной» музея коневодства. Он экспонируется в верхнем ряду «фамильных» портретов завода Н.П. Малютина, возглавляя свою семью: в среднем ряду расположилась его «супруга» кобыла Громада, в нижнем – сыновья, родные братья Громадный и Горыныч. Всего от Летучего было получено 60 жеребят, многие унаследовали не только выносливость и силу, но и скверный характер своего отца. Яркой характеристикой огромного потенциала как самого Летучего, так и его потомков, часто не раскрытого по этой причине, служат слова П.А. Чернова: «Первый круг между наездником и лошадью идет борьба не на жизнь, а на смерть, на втором между ними начинает устанавливаться некоторый контакт, на третьем лошадь едет так, что догоняет и побивает далеко оторвавшихся раньше соперников». После этих слов страшно даже вообразить, на что реально был способен Летучий, будь он немного сговорчивее.