По местам боевой славы с ветеранами ВОВ

Участники пробега. Слева направо: экипаж, СамосеенкоА.И.; Ворожбицкий В.И.; Прутко В.Т.; Маслов С.Н.; спортсмены КСК «Спартак»

К 82-летию битвы за Москву

В музее коневодства хранится фотоальбом, посвященный конному пробегу по маршруту Москва — Крюково — Солнечногорск — Москва. Этот пробег состоялся в начале сентября 1988 года и был приурочен к 70-летию Первой Конной Армии. И в то же время, главной его целью являлось посещение мест ожесточенных битв с немецко-фашистскими захватчиками за Москву зимой 1941 года. А это как раз западная линия в полсотни километрах от столицы. Именно здесь решалась ее судьба, именно здесь, прилагая сверхчеловеческие усилия, отважно дрались лучшие сыны Отечества, именно они после знаменательного парада на Красной Площади, бросались под вражьи танки, шли в рукопашный бой.

Деревня Крюково, известная песня о которой сложена на стихи участника ВОВ Сергея Острового композитором Марком Фрадкиным, на самом деле не единственная в Московской области, где «Шёл в атаку яростный сорок первый год». Эта деревня – собирательный образ, и яростные бои шли у каждой деревни Московской области, а такие названия имеются в Истринском, Клинском, Наро-Фоминском, Волоколамском, Рузском, Одинцовском и Зеленоградском районах. Да и по всей стране их немало. Зеленоградское Крюково полностью попадает под слова песни, здесь немцы наиболее близко, на 39 километров, подошли к Москве, 8 дней деревня была в их руках, и все-таки ценой огромных потерь она была отбита. По словам маршала Рокоссовского, бой за Крюково был «вторым Бородино». Сейчас над братской могилой павших героев возвышается холм Воинской Славы с памятной стелой на нем.

Ворожбицкий В.И. Слева направо: Маслов С.Н.; представитель администрации Крюково; Гриднев К.Ф.; Ворожбицкий В.И.

На площади перед памятником участников пробега ждали местные жители, школьники, руководители района. Состоялся митинг с возложением цветов, а затем дети окружили всадников, и им позволили, сев на лошадь, почувствовать себя бравыми кавалеристами. Подобный митинг состоялся и в городе Солнечногорске, также «населенном пункте воинской доблести», куда всадники прибыли уже под вечер. На ночевку местная администрация предложила базу отдыха на берегу Сенежского озера, а на следующий день рано утром всадники пустились в обратный путь, уже не заезжая в населенные пункты. В общей сложности было пройдено за два дня 120 километров. Состав участников был следующий. Прежде всего, это ветераны Великой Отечественной войны, закаленные кавалеристы, удостоенные многих боевых наград, именно они и были зачинщиками пробега. Их было четверо: командир пробега, председатель коллегии судей по конному спорту г. Москвы Сергей Николаевич Маслов, комиссар пробега Валерий Максимович Вовченко, тренер Московского конного завода №1 Константин Филиппович Гриднев и самый старший среди них, бывший рядовой 1-го кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова Витольд Иванович Ворожбицкий – все с орденами и медалями, у кого на военном кителе, у кого на штатском пиджаке. Кроме этой отважной четверки ветеранов, в пробеге участвовали: ветинструктор, мастер спорта Алексей Иванович Самосеенко, сотрудник Музея коневодства Тимирязевской академии Юлия Николаевна Кузнецова, то есть я, и группа молодых спортсменов общества «Спартак».

Кузнецова Ю.Н. и Ворожбицкий В.И.

Пробег сопровождали конный экипаж и две легковушки. Лошадей различных пород, в основном из учебной группы, предоставило конноспортивное общество «Спартак», базировавшееся на Планерной, ставшей местом старта и финиша пробега. Мне достался серый орловский рысак, кличку его не помню. От дома, должно быть, как и все другие лошади, двигался он не слишком охотно, зато по возвращении на другой день, трудно было его удержать. Отлично проявил себя русский тяжеловоз, мерной рысью отмахавший в экипаже весь маршрут.

Спустя некоторое время, вся пробежная команда прошла парадом на Центральном Московском ипподроме.