Орловские рысаки Зурланда
Зурланд К.Р. «Головы двух лошадей и собака», х., м., 117,5х106,5см.
Знаменитый и почитаемый в Европе немецкий художник в третьем поколении Карл Рудольфович Зурланд (1828-1919) работал в Германии, Франции, Дании. В Россию он приехал впервые в 1863 году, а затем прожил в ней с 1867 по 1875 годы. В круг интересов художника входила батальная, портретная и анималистическая живопись, но лошадь занимала в ней главное место. Зурланд писал по заказу царской семьи и высокопоставленных военных, его картины скрывались в дворцах – другие лица могли их увидеть только на выставках.
После революции по инициативе Я.И. Бутовича эта картина кисти Зурланда из коллекции великого князя М.Н. Романова была приобретена для музея коневодства и коннозаводства. Ее подлинное название «Орловские рысаки» было дано самим автором, и оно выражает именно то, что хотел показать автор. Не только внешний вид, но дух и сущность орловского рысака! Как писал Бутович: «Картина… включая даже творчество Сверчкова, является одной из самых удачных по изображению орловских лошадей. Это действительно орловские рысаки, типичные, блестящие представители своей породы». Ну а собака? Как же без собаки, да еще русской борзой, мыслилась жизнь русского дворянства? Лошади и собаки – самые первые, самые нужные друзья и помощники человека. Как видно из картины – они лучшие друзья и между собой, не случайно так радостно и умильно заглядывает собака в лошадиные глаза. Картина заключена в овал, и это тоже неспроста, это объединяет персонажей, также как условно продолженные линии их голов сомкнулись бы в одной точке. В заключение отметим, что «русский период» в творчестве Зурланда был самым плодотворным, лучшие его произведения написаны в России.