Как создавались стереоскопы университета
Территория и здания РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева признаны особо ценным объектом культурно-исторического наследия народов Российской Федерации. И, конечно, усадьба Петровско-Разумовское, как уникальная достопримечательность давно привлекает внимание туристов и любителей старины.
После 20 лет кропотливого труда, в канун 1 мая 2024 года в академии были установлены согласованные со всеми городскими службами стереоскопы, работающие от аккумуляторов. Устроены они таким образом, что изображения в них можно менять и по-разному рассматривать местность. Для удобства детей у стереоскопов есть подножки, сами конструкции легко можно демонтировать при замене асфальта, а антивандальная краска позволит их легко очистить от граффити.
Идея устройства стереоскопов принадлежит священнослужителю и историку Денису Кочерге, который со своей командой дважды подавал заявки на получение гранта, но ему отказывали по причине дороговизны исполнения проекта — авторы хотели сделать три устройства из самого качественного материала в стилистике середины XIX века.
Места для размещения стереоскопов были выбраны неслучайно. Это Петровская площадь, которая и в старые времена и сейчас является главным символом и сердцем вуза. За основу двух точек авторами были выбраны места, откуда открывались лучшие виды для гостей усадьбы при подъезде из Москвы. Например, у 9-го учебного корпуса, куда въезжали с Тверской заставы и по Лиственничной аллее, куда можно было подъехать со стороны Ярославской дороги и от Миусской заставы.
Трудностей при работе было предостаточно, ведь видов Петровского-Разумовского двухсотлетней давности сохранилось меньше, чем пальцев на двух руках. В работе над проектом авторы пользовались планами, картами и чертежи из федеральных и университетских архивов Москвы и Петербурга.
Наиболее известные работы – это миниатюрные цветные акварели Ипполита Ивановича Подчасского, выполненные им в 1810-е годы, между прочим, внебрачного сына владельца усадьбы Петровско-Разумовское в те времена Льва Кирилловича Разумовского. И именно этот период был взят авторами проекта за основу, так как он наиболее полно представлен и в живописи и в истории местности.
Работы И.И. Подчасского бережно сохранил один из крупнейших в мире научных центров по изучению и популяризации архитектурного наследия — Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. Благодаря акварелям были найдены перспективы и цветовые гаммы для стереослайдов, а на основе чертежей зданий и планов вычислен их размер и пропорции.
Также на основе натурных исследований при реставрации 9-го и 11-го учебных корпусов в 2020-2021 годах уточнялись точность окраски и фактуры фасадов зданий, характер мостовых. Поскольку акварельные работы достаточно миниатюрны, то кисть художника не везде хорошо отображала мелкие детали. Авторы проекта долго вычерчивали всю лепнину, расстекловку (соотношение рам со стеклами) и ковку. Как приложение к видам были смонтировали музыкально-текстовые видео для интернета с привязкой роликов к QR-кодам на информационных щитках стоек. В ближайшее время, к грядущему 160-летию вуза, авторы планируют сделать стереоскоп и для Исторического парка. Ниже приводятся акварели и разные стадии отрисовок стереослайлов.