Кавалькада принцев и рыцарей
Герольды
В музее коневодства хранится безымянный альбом – двенадцать старинных литографий, сшитых в простом коленкоровом переплете. На каждом листе изображены кавалькады элегантных всадников, движущихся в одну сторону: они одеты в средневековые рыцарские доспехи, на кирасах и плащах изображены геральдические знаки, шлемы украшены страусовыми перьями, рогами туров или крыльями птиц, в руках у них копья и щиты. Тонконогие их лошади покрыты длинными попонами с кистями. Фигурки всадников изящны, декоративны и очень напоминают оловянных солдатиков, тщательно обработанных умелым мастером со знанием мельчайших деталей снаряжения. Разглядывать их сплошное удовольствие, перед нами как будто разворачивается торжественное, сказочное событие.
А ведь это действительно было грандиозное, красочное событие, состоявшееся в Потсдаме 13 июля 1829 года в честь дня рождения русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая 1, урожденной Шарлотты Прусской и названное «Волшебство Белой Розы».
Легенда о белой розе возникла в связи с посещением русским императором Александром-1 бывшей жены Наполеона, императрицы Жозефины в Мальмезоне 22 мая 1814 года. Прогуливаясь вместе с гостем по роскошному розарию, Жозефина сорвала белую розу и подарила ее Александру со словами: «Возьмите на память о Мальмезоне». Вскоре Жозефина умерла, но это предание хранилось в императорской семье и, как бы по наследству, перешло к императору Николаю-1. Легенда нашла продолжение в лице супруги Николая Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины. Шарлотта очень любила цветы, особенно розы, да и своим видом была похожа на нежный белый цветок, в пору ухаживания Николай непременно преподносил ей букет атласных белых роз.
Не удивительно, что чествование Александры Федоровны, пришедшееся на ее день рождения во время пребывания в Потсдаме у родителей, было названо «Волшебством Белой Розы». Ее отец король Пруссии Вильгельм III устроил грандиозный праздник с костюмированным представлением в традиции средневековых рыцарских турниров. Тысячи белых роз украшали место праздника и наряды дам. В импровизированных турнирах приняли участие 24 высокородных рыцаря в сверкающих дорогих доспехах.
Конная кавалькада состояла из десяти особых групп или кадрилей по 12 всадников в каждой, во главе с принцами, представлявшими Пруссию, Голландию (Нидерланды), княжество Бранденбург-Пруссию, Мекленбург и Брауншвейг. Им предшествовали конные герольды и музыканты. В первой кадрили на белом коне восседал кронпринц Фридрих Вильгельм, впоследствии король Пруссии Фридрих IV.
Этот грандиозный праздник нашел отражение в книжных и газетных публикациях, в графических и художественных произведениях. В том числе и в рассматриваемых нами цветных литографиях, известных также под названием «Кавалькада принцев и рыцарей». Выполнены литографии гораздо позже самого события двумя немецкими художниками: автором сюжетов Иоганном Генрихом Штюрмером (Heinrich Sturmer) (1775-1855) и собственно исполнителем Теодором Хосеманном (Theodor Hosemann) (1807-1875). Отпечатано было всего 270 экземпляров из 12 листов, насколько известно, такими экземплярами располагает Государственный Эрмитаж и, как видите, Музей коневодства. В каждом из двенадцати листов размером 290х477 мм., выполненном в своей цветовой палитре, представлены десять кадрилей, конные музыканты и герольды. В каждой кадрили строгий порядок: ведущий всадник или «гербовый король» в руке несет знамя с гербом, за ним следует главный герой кадрили – принц в самом богатом облачении, за ним едут два герольда, несущие копье и щит принца, за ними четыре рыцаря, замыкают шествие четверо всадников, несущие копья и щиты рыцарей. На верхних полях листов изображены шлемы и гербы рыцарей, а на нижних – их щиты с надписями владельцев готическим шрифтом. Гербы и щиты принцев расположены в центре полей. То есть, каждый литографический лист – не просто красивая картинка, а насыщенное особым смыслом явление, своего рода энциклопедия правящих прусских родов.