Знаменитые жёны русских кавалеристов
Под этой фотографией, хранящейся в музее коневодства, есть надпись: «Скачки в Пржевальске. Л.Ф. Краснова (слева) и г-жа Пяновская, проехавшие 280 верст верхом из Джаркента в Пржевальск».
Интерес к этой фотографии возник в связи с художницей Петраковой. О ней удалось собрать уникальный материал из рассказа лично знавшей ее Екатерины Сергеевны Тугай, записанный мною в Ашхабаде в 1987 году, и, конечно, из немногих сохранившихся ее картин с изображением благородных скакунов. Ведь она в кругах знатоков и любителей ахалтекинских лошадей известна как автор экстерьерного портрета знаменитого жеребца Бойноу – родоначальника практически всей современной ахалтекинской породы. Графическое изображение Бойноу «с картины Петраковой» публиковалось в племенных книгах и крупных статьях об этой породе и стало иконой в буквальном смысле этого слова. Оказалось, что Пяновская и Петракова – одно и то же лицо, и, благодаря музейной фотографии, мы можем воссоздать облик этой удивительной женщины.
Дочь артиллерийского генерала Елена Александровна Петракова родилась в Ташкенте, предположительно в 90-х годах XIX века. В четыре года села на лошадь и с тех пор лошади и собаки стали ее самым большим увлечением, что уже само по себе говорит о смелости и независимости молодой девушки. О своенравном характере Елены Александровны свидетельствует и тот факт, что она, вопреки воле отца (о матери не упоминается), воспользовавшись случаем, когда он по служебным делам отбыл в Оренбург, в 1913 году бежала с будущим мужем, кавалерийским офицером капитаном В.А. Пяновским в Чолпон-Ата, городок на северном побережье озера Иссык-Куль в Киргизии. С собой она взяла двух кобыл, а Пяновский – двух жеребцов, на них-то они и ускакали.
Пяновский имел свой небольшой конный завод в районе Чолпон-Ата (сейчас Иссык-Кульский завод), где занимался улучшением местной киргизской лошади путем скрещивания с английской чистокровной. Также он заведовал случным пунктом, организованном в 1911 году в городе Пржевальске (сейчас Каракол), увлекался фотографией. О Пяновском, как и об организаторе Закаспийской случной конюшни Мазане, автор статьи «Коневодство в Туркестане» В. Краснов писал следующее: «…В.А. Пяновский, Г.А. Мазан – вот люди, которые занесли свои имена на скрижали истории коневодства в Туркестанском крае. Что же, их просили, их назначали? Нет, они сами просили, хлопотали, устраивали. Они, как Пяновский и Мазан, отказались от движения по службе, прибавки жалования, чинов, орденов и отдались своему делу на пользу родине. Пяновский, ведя жеребцов зимою 1910 года в бураны, во время землетрясения, рисковал здоровьем и жизнью».
Вместе с мужем Петракова-Пяновская вела активную пропаганду английской чистокровной породы. С этой целью устраивались скачки, в которых она сама участвовала наравне с мужчинами, в том числе и на дистанцию 50 километров, где заняла второе место. Рисование было еще одним ее увлечением. Верная своему пристрастию, она рисовала только лошадей и собак, причем исключительно акварелью и пастелью, масло не любила. Это также добавляет штрих к портрету нашей героини, создавая натуру, не только сильную, но и тонкую, романтическую.
После революции завод добровольно был отдан государству. Овдовевшая в 1923 году Елена Александровна переехала в Самарканд, где работала зоотехником в ГЗК. С 1937 года она жила в Ташкенте, основным источником существования было рисование, заказы от частных лиц и организаций поступали непрерывные, ее картины пользовались успехом. Во время войны заказы прекратились, жить стало трудно, Елена Александровна переехала в Джизакский конный завод, где очень бедствовала. Затем переехала в Ташкентский завод, где умерла в 1952 году.
Многочисленные работы Петраковой разошлись по рукам, многие погибли из-за хрупкости бумаги, на которой были написаны. Своими глазами она видела и зарисовывала многих знаменитых лошадей. Эти работы стали основой организованной специально для них картинной галереи в Ташкентском конном заводе, открытия которой она не дождалась. В годы перестройки галерея была расхищена, завод разграблен, и о Петраковой память осталась лишь в сердцах любителей прекрасных ахалтекинских лошадей.
Не менее интересна и вторая женщина с фотографии – это Лидия Федоровна Краснова (1870-1949), урожденная немецкая баронесса фон Грюнайзен, по первому мужу Бакмансон. Она во втором браке жена легендарного казачьего генерала П.Н. Краснова, служившего с 1911 по 1913 годы в Джаркенте – городе в современной Алматинской области Казахстана, недалеко от китайского Хоргоса. Судя по всему, жены кавалерийских офицеров – Краснова и Пяновская, как и их мужья, находились между собой в дружбе, что естественно для земляков в тех отдаленных российских краях. И поход, что называется «в гости» за 280 верст, из Джаркента в Пржевальск – вполне обыденное дело для смелых амазонок. Вернее, оно обыденным могло быть для Пяновской, а вот для Красновой – это проявление большой отваги, ведь Лидия Федоровна по своей профессии оперная певица, солистка Большого театра (1890-1892), где она выступала под псевдонимом «Александрова». Не меньшей отвагой с ее стороны можно считать разрыв с артистической столичной жизнью, чтобы посвятить себя любимому мужу. Чтобы вместе с ним испытать жизненные перипетии в далекой провинции, в военных походах и в эмиграции. Как известно, Петр Николаевич Краснов, атаман Всевеликого Войска Донского, участник Белого движения, принципиальный враг Советского Союза и, в то же время, талантливый писатель и ученый, постыдно закончил свою жизнь в 1947 году в Лефортовской тюрьме. Но не об этом сейчас идет речь, а о великой любви, присущей русским женщинам – офицерским женам, присягнувшим в верности своим мужьям до конца, и в беде, и в радости.
Лидия Федоровна недолго пережила своего супруга, она скончалась в 1949 году в немецком городе Вальхензе. Спустя много лет, ее прах был перезахоронен на русском кладбище в Висбадене и в 2010 году над могилой установили достойный памятник. К сожалению, мы не знаем, существует ли достойный памятник над могилой Елены Александровны Петраковой-Пяновской.