Самая первая картина
Только что закончилась реставрация одной из лучших картин музея Истории — «Бой у Бранденбургских ворот».
Любой музей считается неполноценным, если в нём нет произведений художников и скульпторов. В настоящий момент в музее более 200 картин. Началось все в 1979-м году. Тогда упразднили для застройки тимирязевский учхоз Отрадное. Из сносимого клуба учхоза передали в музей картину из танцевального зала. Всё, что было известно о полотне неизвестного художника, что его по заказу МСХА исполнила знаменитая Студия военных художников имени М.Б. Грекова в 1940-е годы.
Многие десятелетия это огромное полотно пролежало в запаснике в подвале ректората. Мокла, пылилась. Наконец израненное картину принесли в Военный зал. Как удалось прочесть в ультрафиолете на сгнившем ярлыке, называлась полотно «Бой у Бранденбургских ворот». Работа стала центром композиции зала. Вокруг неё была устроена инсталляция, где картину объединили со скульптурой ваятеля Евгения Вучетича «Рождение героя», осколкамии и обломками техники и личных вещей, собранные за многие годы студентами-поисковиками в местах боёв тимирязевцев.
Но требовалась срочная помощь для возвращению полотну первоначального вида. Холст растянулся и провис, рама сгнила, имелись дырки, осыпалась местами краска.
Музей привлек для реставрации студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это было обоюдовыгодно. Мы предоставляем месячную практику, студенты — получают интересный предмет для работы, и все бесплатно для университета. Специально для 10-ти глазуновцев устроили экскурсии по художественным местам университета.
Студенты провели научное изыскание. Обнаружили фотографию 1945 года, по которой исполнен сюжет. И главное, помогли сотрудникам музея найти автора. По переписке с Елецким домом-музеем художника Николая Николаевича Жукова, подтвердилось, что эта работа известного автора, студийца-грековца. Жуков исполнил много и лирических картин, портретов. В Ельце ему установлен памятник. Жаль, что большинство людей зрительно знают только эскиз его работы — этикетку папирос «Казбек». Окончательно полотно было восстановлено (после окончания краткой практики студентов) с перетяжкой льняной основы, тонировками, лакировкой — реставратором-художником Научно-художественного музея коневодства университета — Ольгой Владимировной Круподёровой. Сейчас работа, теперь уже не Н/з, а Народного художника СССР Н.Н. Жукова, снова украшает главный Военный зал музея.