Из мелиоративного прошлого. Часть 2. Инженерное отделение МСХИ
(Выпуск инженерного отделения МСХИ, 1916 г.)
К концу ХIХ века череда следующих жестоких засух настраивает общественное мнение россиян в пользу развития орошения. Известный географ, климатолог и мелиоратор А.И. Воейков в 1884 г., оценивая состояние дел с развитием орошения, пишет о том, что в России сложно изучить даже теорию орошения, поскольку ее нигде не преподают.
Годом начала подготовки в нашей стране инженеров-мелиораторов принято считать 1894 год, когда вместо закрытой по политическим причинам Петровской сельскохозяйственной академии был открыт МСХИ – Московский сельскохозяйственный институт. Заслуга в этом принадлежит министру земледелия А.С. Ермолову. Институт создавался с двумя отделениями: сельскохозяйственным и сельскохозяйственно-инженерным.
Устав МСХИ предполагал четырехлетний курс теоретического обучения. Согласно Уставу, в МСХИ принимались только мужчины независимости от сословной принадлежности и вероисповедания. Студенты обязывались носить как во время занятий, так и вне института форму установленного образца и проживать в общежитии.
По окончании курса был обязателен экзамен в специальной комиссии. Выдержавшие его получали звание агронома-техника I (выдержавшие на «отлично») или II разряда. С целью поддержания престижа МСХИ как высшего учебного заведения было установлено, что выпускники его переходят в дворянское сословие. До 1905 года на инженерном отделении выпускалось 4-6 человек в год.
Для кафедр инженерного отделения не хватало служебных помещений. Вплоть до 1912 года все пять кафедр размещались в четырёх комнатах на первом этаже главного здания МСХИ. Период с 1894-1905 гг. в мелиоративной школе не был временем крупных сдвигов, а вот период 1905-1914 гг. отмечен целым рядом крупных сдвигов. Прежний инженер-агроном, подготовленный для обслуживания различных с/х нужд помещичьего хозяйства, теперь не мог удовлетворить потребности, которые предъявлялись развивающейся правительственной и частной деятельностью. Нужен был специалист в области с/х мелиораций и с/х гидротехнике. Поэтому инженерное отделение получает более выраженную мелиоративную специализацию. Учебный план получает более правильное направление: гидротехника разделяется на общую и специальную, вводятся курсы гидрологии, гидрогеологии, водоснабжения, путей сообщения, технологии строительных материалов.
Однако ни размеры, ни оборудование имеющихся лабораторий и кабинетов не удовлетворяло инженерное отделение, и специальная комиссия разработало проект постройки и оборудования большого здания. Под корпус был предложен участок на Вязовой улице, идеальный для учебного профиля здания. Он находился прямо напротив основного корпуса Инженерного отделения (27-й корпус). Северный склон участка был занят прудами, руслом реки Жабенки, полями орошения и мелиорированными луговыми участками МСХИ, удобными для опытов.
Закладка корпуса прошла в июне 1914 года. В здании проектируются крупные лаборатории: гидравлическая, гидротехническая, сопротивления материалов, мелиоративная и гидрологическая, а также музей, несколько кабинетов и чертежных. Из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны строительство здания было заморожено, и только к 1923 году двухэтажное здание было достроено.
Несмотря на трудности послевоенной разрухи, несмотря на гражданскую войну, период с 1918 по 1922 гг., был периодом возрождения мелиоративной школы. Инженерное отделение МСХИ было преобразовано в мелиоративный факультет Тимирязевской академии. Возросло количество выпускаемых специалистов. Все лаборатории начали научно-исследовательскую работу. В 1929 году страна приступила к первой пятилетке индустриализации и реконструкции сельского хозяйства. Был поставлен на очередь целый ряд крупных мелиоративных проблем. Мелиоративный факультет уже не мог удовлетворить спрос на кадры, поэтому в 1930 году мелиоративный факультет Тимирязевской академии был преобразован в самостоятельный Институт инженеров водного хозяйства.