Споры о дарвинизме между К.А. Тимирязевым и Л.Н. Толстым

Общение К.А. Тимирязева и Л.Н. Толстого продолжалось почти сорок лет. Кстати, писатель близко знал и двоюродного брата учёного — Ф.И. Тимирязева, выпускника юридического факультета Императорского Московского университета, дослужившегося до высокой должности — губернатора Саратовской губернии, который ни много ни мало был шафером на свадьбе Льва Николаевича с С.А. Берс 23 сентября 1862 года. Тимирязев и Толстой приходили в гости друг к другу. Например, профессор 28 октября 1889 года присутствовал на первом чтении повести «Крейцерова соната», в «Дневниках» С.А. Толстой отмечено, что 21 января 1901 года у них в гостях в Хамовниках был К.А. Тимирязев. В Ясной поляне есть книги Тимирязева с дарственными надписями Толстому: «Земледелие и физиология растений» в 3-х томах, «Ч. Дарвин и его учение», «Физиология растений как основа рационального земледелия».

11 января 1894 года Л.Н. Толстой присутствовал на заседании IX Всероссийского съезда естествоиспытателей и врачей, проходившим под председательством К.А. Тимирязева в Москве. Лев Николаевич был встречен овацией и посажен в президиум. Писатель слушал доклад В.Я. Цингера «Недоразумения во взглядах на основании геометрии», тема которого была посвящена юбилею великого математика Н.И. Лобачевского, которого Толстой помнил, как ректора Казанского университета, где будущий писатель учился.

Иногда взгляды Толстого и Тимирязева разнились. Известно, что когда Лев Николаевич первый раз приехал в гости к Клименту Аркадьевичу и увидел в его кабинете портрет Дарвина, то выразил удивление, что Тимирязев уделяет внимание таким неинтересным вопросам, как дарвинизм. По мнению писателя, эволюционная теория безнравственна, она ведь говорит об убийстве слабого. Тимирязев, будучи ревностным почитателем английского естествоиспытателя, вступил в открытую полемику с Толстым, подчёркивая, что учение о борьбе за существование ничего общего с учением о нравственности не имеет, так как нравственность — социальное явление, а дарвинизм открывает биологический закон.

Неизменный в отношениях учёного и писателя всегда было одно – взаимное уважение друг к другу, а со стороны Климента Аркадьевича и преклонение перед гением литературы. В 1895 году в день рождения Л.Н. Толстого учёный послал ему приветственную телеграмму: «Сердечно приветствую художника и человека, славу и гордость своей страны, своего века».