Портрет художника
Швабе А.П. «Осмотр хреновского табуна», 1864г., х., м., 39х53,5см.
В музее коневодства хранятся и экспонируются 91 картина кисти академика живописи Александра Петровича Швабе (1824-1872). В основном это экстерьерные портреты знаменитостей разных пород кабинетного формата, но есть и крупномасштабные полотна со сценами охоты и целыми табунами лошадей. Среди этих работ Швабе в постоянной экспозиции находится небольшая картина «Осмотр хреновского табуна», написанная в 1864 году. Из-за малого размера и неяркого освещения она выпадала из поля зрения рядом с экстерьерными портретами знаменитых рысаков. Но что-то заставило внимательно ее разглядеть. И мы увидели могучую панораму коннозаводской жизни из далекого прошлого.
На площади 39х53,5 см уместились 8 человек и 142 лошади различных мастей в самых разнообразных позах. Центральную часть переднего плана заняла группа лошадей из 12 кобыл и 4 жеребят, а справа от них у самого края картины – группа из четырех человек. На среднем плане насчиталось 37 кобыл и жеребят и один человек в шинели рядового состава. На дальнем плане – 89 лошадей, один всадник и два пеших человека. На горизонте просматриваются постройки Хреновского завода с узнаваемым фасадом, построенным по проекту знаменитого архитектора Д.И. Жилярди в 1810-1818 годы.
Вглядимся в группу людей на переднем плане. Из них двое в военной форме внимательно смотрят на лошадей, причем, их позы явно демонстрируют субординацию: тот, что слева в форме старшего чиновника коннозаводского ведомства стоит вольно, скрестив руки на груди; другой, в полковничьем мундире – стоит почти навытяжку, вероятно, он в более низком чине. Художник тонко прописал детали воинского отличия и даже сделал узнаваемыми лица, и нам остается только проверить, кто же в 1864 году осматривал Государственный Хреновской конный завод с целью подбора и сортировки лошадей. В эту пору с 1859 по 1874 годы Главноуправляющим Государственным коннозаводством был генерал-адъютант Родион Егорович Гринвальд. Его лицо, костюм и воинские награды на картине Швабе соответствуют реальности. При инспекции Хреновского завода Гринвальда обычно сопровождал начальник самого крупного Первого Коннозаводского Округа, включавшего в себя главные конные заведения Московской, Саратовской, Тамбовской и Воронежской губерний во главе с Хреновским заводом с его тремя отделениями: рысистым, верховым и чистокровным английским. В этой должности находился Петр Карлович Мердер, поступивший на службу в Главное управление в 1859 году в чине полковника. Это он стоит рядом с Гринвальдом. И мы видим на картине двух выдающихся деятелей отечественного коннозаводства – Р.Е. Гринвальда и П.К. Мердера!
Однако самое интересное заключается в фигуре художника, сидящего за мольбертом. С уверенностью можно сказать, что это сам Александр Петрович Швабе, а кого же иного мог изобразить мастер на собственной картине!? Всем известна склонность художников вводить свое лицо в какое либо произведение. Так, например: Н.Е. Сверчков написал свой портрет в уголке большого полотна «Праздник Флора и Лавра», К.П. Брюллов изобразил себя в облике художника с ящиком красок на голове в «Последнем дне Помпеи», В.М. Васнецов представил себя Добрыней Никитичем на картине «Богатыри». Поль Гоген нарисовал свое лицо у тряпичной куклы в картине «Девочка спит».
Это открытие имеет вовсе не частное значение. Как ни странно, ни в интернете, ни в бумажных изданиях нет портрета художника Швабе, и теперь мы имеем возможность составить представление о внешности этого замечательного мастера конного жанра второй половины XIX века! Вот он, оказывается, какой: мужчина в расцвете своих 40 лет, по выражению Карлсена, «который живет на крыше», с хорошей фигурой, с округлым породистым лицом, на котором топорщатся густые черные усы, а из-под козырька маленькой фуражки зорко смотрят темные глаза. У художника довольно крупный нос, бритый твердый подбородок и пышная шевелюра. Он одет в элегантный костюм черного цвета и белоснежную рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, подхваченным черным галстуком. Во всем его облике чувствуется достоинство и непринужденность. А по-другому и не должно, ведь он царский художник!
Музей коневодства выражает благодарность С. Люлину за помощь в определении воинских званий персонажей.