Непутевый сын знаменитого художника

Сверчков Г.Н. «Сигаль», 1903г., х., м., 66,5х89,5см., Знаменитая конкурная светло-серая полукровная кобыла. Принадлежала И.Ф. Мамонтову. На ней лично выигрывал Г.Н. Сверчков.

О замечательном русском художнике конного жанра Н.Е. Сверчкове знают многие любители живописи, а уж конники – тем более. В музее коневодства имеются 215 его полотен, буквально каждая четвертая картина в экспозиции представляет мастера.

Николай Егорович передал свой талант сыновьям. Всего их было у него четверо, из них трое от последней любимой жены Поликсены Владимировны Бартоломей, имевшей также способности к живописи. Два младших сына – Георгий и Николай были особенно одарены. Самый талантливый Николай, уже в 10 лет писавший маслом, на которого отец возлагал большие надежды, умер в юном возрасте от дифтерита. А Георгий, причинив немало забот своим родителям, вырос в знаменитого европейского художника.

Ранее не публикуемыми сведениями о Георгии поделился Я.И. Бутович в своих рукописях, принадлежащих музею коневодства. Георгий Николаевич (1872 – после 1940, по некоторым данным, 1957) был в высшей степени баловнем судьбы. Его знал весь Петербург. Природа наградила его многими  способностями – музыкальными, художественными, внешней красотой и большим обаянием. Он имел тонкий вкус, шикарно по моде одевался, был остроумен и составлял душу любой компании, владел иностранными языками, любил лошадей и понимал в них толк. Был превосходным спортсменом, увлекался конкуром и скачками и неизменно выигрывал в состязаниях. Он прославился буквально на всю Россию как конкурист, выиграв множество призов в Михайловском манеже на знаменитой полукровной кобыле Сигаль. Одно время владел скаковой конюшней, в совершенстве знал чистокровную лошадь. Имел успех у женщин. Он брал от жизни все, и все давалось ему легко, без особых усилий и без какого-либо профессионального образования.

Г.Н. Сверчков на Сигаль
Г.Н. Сверчков на Тобби

Будучи сыном знаменитого художника, Георгий не мог не рисовать. Но он не стремился получить академические знания, имея лишь уроки отца. Как писал Я.И. Бутович, в России Георгий написал от силы 10-12 портретов лошадей, из них 5 сейчас находятся в музее коневодства, но по своим художественным достоинствам картины не высокого уровня. Оно и понятно, прельщаясь светской жизнью, Георгий не желал утруждать себя усердным трудом. Он жил не по средствам, сорил деньгами и, в конце концов, дошел до того, что стал сдавать в ломбард  картины  умершего отца, чем чрезвычайно огорчал нежно любящую и все прощавшую  мать.

Когда закончился этот источник дохода, Георгий всерьез задумался о своей судьбе и принял единственно верное решение – уехать заграницу и там начать новую жизнь, поскольку в России завоевать имя было уже невозможно.

Через короткое время стали доходить слухи, что в спортивных кругах Германии Сверчков пользуется успехом как конный портретист. Первые, принесшие ему известность, работы он выполнил для барона Опенгейма, а затем написал серию портретов по заказу знаменитого прусского ландшталмейстера Георга Лендорфа. После громкого дебюта в Германии Георгий Николаевич переехал в Англию, где получил заказ от Эдуарда VII – написать его знаменитого производителя, дербиста 1896 года Персимона. Блестяще справившись с этим заказам, он стал самым модным лошадиным портретистом в Англии, написал целый ряд портретов знаменитых скаковых лошадей того времени. Из Лондона Сверчков переехал в Париж, где начал писать не только портреты лошадей, но и крупные жанровые полотна. По последней информации, дошедшей до Бутовича, Георгий Николаевич собирался отправиться на несколько лет в Америку, куда получил приглашение. Первая мировая война застала его в Париже, и на этом связь с русским  художником, выросшим из повесы в интернациональную знаменитость, прервалась.

Благодаря Интернет, были дополнены некоторые детали биографии Г.Н. Сверчкова, в частности, год его смерти, найдены некоторые  художественные произведения, написанные заграницей. Это официально атрибутированные, с авторской подписью портрет чистокровного жеребца War Cloud, две головки рыжих лошадок в овалах и несколько жанровых сценок из охотничьей и дорожной жизни. Что можно о них сказать? Жанровые сцены откровенно слабы. Портреты гораздо лучше. В них заметен прогресс  в сравнении с российскими работами, чувствуется школа знаменитого отца, но превзойти его Георгию не удалось. Однако обнаруженный, но не имеющий подписи художника, портрет Персимона, о котором упоминал Я.И. Бутович, производит впечатление зрелого, сильного мастерства. Хочется привести его хотя бы в качестве подозрения на авторство Г.Н. Сверчкова, чтобы его характеристика, как художника интернационального масштаба, выданная Я.И. Бутовичем, подтвердилась.

Г.Н. Сверчков, Портрет английского жеребца War Cloud, 1920 г., х., м., 65х92 см.
Persimmon, Winner of the Derby in 1896.
Г.Н. Сверчков. Две головки лошадей.