На ровне с Пиросмани
Одной из жемчужин коллекции музея Истории университета является большой интерьерный портрет, полтора метра в высоту, и метр в ширину. Исполнен он на подрамнике на обычной хлопчатобумажной ткани простыни масляными красками. Сохранилась и оригинальная рама портрета.
Портрет поступил в собрание музея благодаря многолетнему преподавателю кафедры микробиологии университета, Ольге Валентиновны Селицкой.
Ольга Валентиновна узнала, что потомки микробиолога Н.Н. Худякова хотят утилизировать ряд старых предметов из квартиры. Одним из них был портрет, более 40 лет стоявший за шкафом. Благодаря Её энергии портрет, почти вынесенный на свалку был перевезен в музей.
Многим известны работы двух выдающихся художников-самоучек — Нико Пиросмани, и Фриды Кало, работавших в стиле примитивизма. Сейчас и в мире и России есть много музеев наивной живописи, которую историки искусства относят к направлению Примитивизм и авангарда.
Это очень запоминающиеся из-за цветовой гаммы и композиции работы. Иногда подобный жанр еще называют «русской рекламной живописью», т.к. в этом стиле оформляли вывески и витрины старинных магазинов. Эрмитаж даже выпустил альбом «Русская живописная вывеска и художники авангарда».
Современницей и тбилисского мастера Пиросмани, и мексиканской художницы Кало — являлась Мария Николаевна Худякова, дочь основателя отечественной микробиологии Николая Николаевича Худякова. Она создала в 1900-е — 1920-е годы много натюрмортов и портретов маслом. Одна из её работ десять лет украшает Профессорский зал музея Истории.
В правом углу холста сохранился автограф М.Н. Худяковой и дата написания работы – 1913 год. Судя по цветам Душистого горошка, видимого в вазе на столе – работа создавалась в июне.
Отца Мария Николаевна (на тот момент гимназистка) передала в точном портретном сходстве. Николай Николаевич ей позирует в своей квартире в современном Тимирязевском поезде, №4, где семья жила 40 лет на 1-м этаже.
Каждая деталь тщательно прописана, с точной передачей не только светотеней, но и мелочей. Шнурки ботинок, ложка в стакане, летний выходной сюртук и золотая оправа очков, форма усов и бороды. Красивые охранные и солнечные тона создают при взгляде на портрет летнее настроение выходного дня.
Имея много повреждений основы холста и бытовых загрязнений работа прошла первичную реставрацию и консервацию. Удалили пятна жира, биологических следов насекомых, потёков олифы.
Для истории университета личность Николая Николаевича важна не только из-за его деятельности и как преподавателя и ученого, и основателя направления в науке России. Худяков за свой счет, как меценат, построил химическую лабораторию, и сейчас именуемую Худяковкой; и проводил поэтические вечера, приглашая знаменитых поэтом Серебряного века на вечера студентов. Даже зал аудитории у 9 корпуса строился с учетом хорошей акустики не только для лекций, но и чтения поэм.
Кроме того, именно Николай Николаевич стал главным инициатором поступления на учебу именно к нам будущего академика Николая Ивановича Вавилова. Лекции Худякова в Политехническом музее, показались Вавилову очень яркими, ёмкими, а рассказ о Петровской академии, ее жизни и науке в устах Худякова – внушили Вавилову полную уверенность, что это удивительное учебное заведение.
Портрет является одним из самых больших по размерам экспонатов музея, и самой старой художественной работой в собрании. Сама работа – шедевр наивного искусства, на уровне мировых работ этого направления.
Одной из жемчужин коллекции музея Истории университета является большой интерьерный портрет, полтора метра в высоту, и метр в ширину. Исполнен он на подрамнике на обычной хлопчатобумажной ткани простыни масляными красками. Сохранилась и оригинальная рама портрета.
Портрет поступил в собрание музея благодаря многолетнему преподавателю кафедры микробиологии университета, Ольге Валентиновны Селицкой.
Ольга Валентиновна узнала, что потомки микробиолога Н.Н. Худякова хотят утилизировать ряд старых предметов из квартиры. Одним из них был портрет, более 40 лет стоявший за шкафом. Благодаря Её энергии портрет, почти вынесенный на свалку был перевезен в музей.
Многим известны работы двух выдающихся художников-самоучек — Нико Пиросмани, и Фриды Кало, работавших в стиле примитивизма. Сейчас и в мире и России есть много музеев наивной живописи, которую историки искусства относят к направлению Примитивизм и авангарда.
Это очень запоминающиеся из-за цветовой гаммы и композиции работы. Иногда подобный жанр еще называют «русской рекламной живописью», т.к. в этом стиле оформляли вывески и витрины старинных магазинов. Эрмитаж даже выпустил альбом «Русская живописная вывеска и художники авангарда».
Современницей и тбилисского мастера Пиросмани, и мексиканской художницы Кало — являлась Мария Николаевна Худякова, дочь основателя отечественной микробиологии Николая Николаевича Худякова. Она создала в 1900-е — 1920-е годы много натюрмортов и портретов маслом. Одна из её работ десять лет украшает Профессорский зал музея Истории.
В правом углу холста сохранился автограф М.Н. Худяковой и дата написания работы – 1913 год. Судя по цветам Душистого горошка, видимого в вазе на столе – работа создавалась в июне.
Отца Мария Николаевна (на тот момент гимназистка) передала в точном портретном сходстве. Николай Николаевич ей позирует в своей квартире в современном Тимирязевском поезде, №4, где семья жила 40 лет на 1-м этаже.
Каждая деталь тщательно прописана, с точной передачей не только светотеней, но и мелочей. Шнурки ботинок, ложка в стакане, летний выходной сюртук и золотая оправа очков, форма усов и бороды. Красивые охранные и солнечные тона создают при взгляде на портрет летнее настроение выходного дня.
Имея много повреждений основы холста и бытовых загрязнений работа прошла первичную реставрацию и консервацию. Удалили пятна жира, биологических следов насекомых, потёков олифы.
Для истории университета личность Николая Николаевича важна не только из-за его деятельности и как преподавателя и ученого, и основателя направления в науке России. Худяков за свой счет, как меценат, построил химическую лабораторию, и сейчас именуемую Худяковкой; и проводил поэтические вечера, приглашая знаменитых поэтом Серебряного века на вечера студентов. Даже зал аудитории у 9 корпуса строился с учетом хорошей акустики не только для лекций, но и чтения поэм.
Кроме того, именно Николай Николаевич стал главным инициатором поступления на учебу именно к нам будущего академика Николая Ивановича Вавилова. Лекции Худякова в Политехническом музее, показались Вавилову очень яркими, ёмкими, а рассказ о Петровской академии, ее жизни и науке в устах Худякова – внушили Вавилову полную уверенность, что это удивительное учебное заведение.
Портрет является одним из самых больших по размерам экспонатов музея, и самой старой художественной работой в собрании. Сама работа – шедевр наивного искусства, на уровне мировых работ этого направления.