Музей как турпродукт. Как практиканты спасли старинные альбомы.
Какую ценность может извлечь студент кафедры Туризма от летней практики в музеях университета?
Прежде всего для будущих менеджеров туриндустрии это важно для взгляда на музей изнутри. Ведь часто, из-за непонимания что такое музей, не как объект хранения и популяризации знаний, а именно учреждение, при создании турпродукта менеджерами и гидами допускаются промахи. И в итоге недочеты оборачиваются тем, что турист воспринимает музей, как скучный, или как утомительный объект на экскурсии.
На практике студенты были ознакомлены с назначением помещений — залы, чем отличается в музее библиотека от архивохранилища, пинакотека от фондохранилища, мастерская от запасника.
За три недели практики первокурсники Илья Дмитриев и Максим Коковихин (группа Д-Э 113 направление Туризм, институт Экономики и управления АПК) узнали юридические основы жизни музеев — что такое фонды, экспозиционная топография, что такое «открытое хранение», и чем важна работа с посетителями и диалога вещей и человека.
Практиканты усвоили, что музеем может считаться только учреждение, где более 60% экспонатов это основное хранение. Уяснили, что расстановка постоянной экспозиции и её экспонатов делается не по хронологии создания вещей, а с учетом того, на что важно обратить внимание. Например, у всех людей особенность зрения — они вначале смотрят на левый угол витрины. И этим можно сфокусировать в размещении то, что важнее всего. Кроме того — зрительное восприятие витрин при разных размерах туристических групп, когда расстановка, имеющиеся площади, освещение помещения, соблюдение норм МЧС увязываются в одно целое.
Особый интерес вызвала фототека музея, пополненная за пару лет почти 80 альбомами и делами с негативами. Т.к. по нормам вновь поступившие вещи нельзя хранить в основном фонде, и в связи с санитарными нормами (например, зараженными плесенью и грибком, насекомыми бумажные носители, часто с нестертой пылью — такие вещи нарушают санитарные нормы хранения). Переданные из подразделений материалы, в т.ч. из макулатуры, более года проходили санобработку в ультрафиолетовых лампах, обеспыливание, очистку от органических наслоений – паутины, жира, засаливания бумажных срезов, старого клея.
Студенты отсканировали все новые поступления, аккуратно, обработав в фотошопе бумажный раст и сепию выровняв в электронных версиях все прямые стороны альбомов, которые в реальности были деформированы от времени. Некоторые затемненные и обесцвеченные временем фотоснимки Илья и Максим отреставрировали, перекачивая сотни фотографий в свои телефоны, и затем через электронную почту отсылая на жесткий диск музея. Крайне хлопотливая, работа была исполнена быстро и качественно. Многие снимки, выполненные по старым технология с серебряным напылением, желатиновой основой и на старой бумаге буквально через год два могли безвозвратно исчезнуть.
Каждый снимок имел надписи, которые Максим и Илья внесли в подрисунок. Многие альбомы с картонной и кожаной основой переплета имели вес более 3 килограмм, и размерами метр на полтора, — неподвижно держать их — физически утомительная работа. Тяжелые альбомы с прогнившими корешками переплёта чтобы не рассыпались нужно при сканировке необходимо по 2-5 минут неподвижно придерживать руками.
Особой благодарности стоит впервые созданная электронная версия фотоархива бывшей Военной кафедры МСХА. Сотни фото из старых газет, отдельных снимков с подписями на обороте.
Студентам было рассказано как и для чего снимки университета вводятся в научно-популярный оборот через ряд Интернет-ресурсов, за счет чего увеличивается не только информационная волна, но это влияет и на приток первокурсников и туристов именно в наш университет.
На приложении фото — сравнительная линейка размеров альбомов: состояние фотографий и их склейки с листами; общий вид скопированных альбомов — в шкафах, качество снимков до и после реставрации.