
МГМИ во время Великой Отечественной Войны
В июне 1941 года нормальная работа Московского гидромелиоративного института (МГМИ) была нарушена — началась Великая Отечественная Война.
В это время студенты заканчивали сдавать экзамены, проходи учебную практику и выполняли дипломные работы. Некоторые студенты (Васильев, Кушанский, Юшманов) руководили работами по осушению поймы р. Дубны. Никто из профессоров, преподавателей, студентов не остался в стороне от развернувшейся тяжелой войны за свободу и независимость Родины. Около 150 студентов 1 июля 1941 года были мобилизованы на трудовой фронт и отправлены товарным поездом под Смоленск для строительства на берегу реки Десны противотанковых рвов, эскарпов и огневых точек. В конце лета-начале осени студенты возвращаются и вновь мобилизуются на строительство оборонительных рубежей на окраине Москвы.
Работали в течение всего светлого времени суток до начала ноября. Спали в опустевших деревенских домах под грохот зенитных батарей. Питались из полевых кухонь прямо на стройке. Студенты, находящиеся в Москве, рыли во дворах общежитий траншеи для укрытий на случай бомбежек, а по ночам дежурили на крышах зданий института, обезвреживая зажигательные бомбы.
Работали по копке противопожарных водоемов. Общежитие студентов на Лиственничной аллее было освобождено под военный госпиталь, а учебный корпус занят воинской частью.
В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации института в Ташкент. Группа студентов на пригородном поезде доехала до Егорьевска, далее по узкоколейке добралась до Шатуры, а оттуда товарным поездом до Мурома, где их ожидал эшелон до Ташкента. На дорогу каждому студенту был выдан паек — хлеб на 10 суток, сахар, сухари, макароны и консервы — всего около 3-х кг. Ехали около месяца. В дороге получали только хлеб.
В Ташкенте преподавателей разместили по частным квартирам, а студентов — в общежитии. Были организованы занятия, но они шли нерегулярно. Студенты мобилизовались на строительство мелиоративных объектов: Северной ветки Ташкентского канала, Большого Гиссарского канала и объектов Голодной степи.
К ноябрю 1943 года преподаватели и студенты вернулись в Москву. К этому времени учебный корпус и общежитие были приведены в порядок, и даже удалось осуществить прием студентов на 1 курс.
С войны вернулись далеко не все. Некоторые студенты и преподаватели вернулись в родной институт с орденами и медалями, но покалеченными. О судьбе многих студентов до сих пор остается ничего неизвестно…