Кронпринц и Cинегубкин. К 250-летию орловского рысака

Самокиш Н.С. «Кронпринц на ходу», х., м., 53,5х73см.,

На картине художника Н.С. Самокиша (1860-1944) мы видим светло-серого, почти белого рысака, запряженного в легкую беговую качалку, на которой сидит наездник, одетый в желто-сиреневый камзол, желтый картуз, щегольские лаковые сапоги. Наездник туго натянул вожжи, сдерживая бегущего широким махом жеребца. Прижатые уши, косящий на наездника огромный глаз выдают пылкое желание рысака к еще более резвому, безудержному ходу и, кажется, дай ему волю – он разнесет в пух и прах качалку вместе с седоком. Но наездник спокоен и сосредоточен, он буквально в руках несет сжатого в пружину рысака, делая именно такое натяжение вожжей, которое позволяет жеребцу идти точным, как часы, пейсом, не давая сорваться в галоп. Мы видим езду настоящего мастера и удивляемся способности художника передать красками на холсте бушующую энергию лошади и холодную волю человека.

Мы видим также некоторые детали, указывающие на небезупречные качества рысака, корректируемые специальными приспособлениями. Муфта на переносице говорит о близорукости лошади, она надевается для того, чтобы лошадь не видела, что у нее под ногами; намышники свидетельствуют о возможности травмирования локтевого сустава подковой при сильном сгибании передней ноги на резвой рыси, что бывает в случае короткого предплечья и длинной пясти. Не секрет, искусство наездника заключается не в самом выигрыше приза, а в тонкой, вдумчивой подготовке рысака к этому выигрышу с учетом индивидуальных особенностей его характера и экстерьера. И, судя по картине, наездник учитывает эти особенности.

Ну и наконец, узнаем, кто же эти двое, ставшие одним целым?

Сначала о рысаке. Это Кронпринц, рожденный в Прилепском заводе Якова Ивановича Бутовича в 1907 году от Недотрога и Каши, победитель Императорского приза в Москве в 1912 году, правнук также победителя Императорского приза Крутого-2. А этот Крутой-2 отличался огромной силой, высоким картинным ходом и довольно строптивым характером. Эти свойства, как видим, дошли и до Кронпринца, на что и рассчитывал коннозаводчик, составляя план селекции. И действительно, Кронпринц удался: в трехлетнем возрасте на выставке в Одессе он был награжден Большой золотой медалью, в последствие стал основным производителем в Прилепах, от него родился в 1923 году родоначальник генеалогической линии Ловчий, давший Всесоюзного рекордиста, феноменального Улова!

Невозможно удержаться, чтобы не рассказать словами Я.И. Бутовича о триумфе Кронпринца – его победе в самом трудном и престижном для рысаков Императорском призе. «Незадолго до заезда прошел ливень и дорожка стала грязной и очень тяжелой: по такой дорожке могла выиграть только лошадь исключительной силы, ибо одной резвости было уже недостаточно, а нужна была тягучесть и сила, сила прежде всего… Многие считали, что Кронпринц не может выиграть у двух резвейших конкурентов: мельниковского Барса и малютинского Птенца, внука великого Летучего по отцу и знаменитого Удалого со стороны матери.

Участники приза выехали на последнюю проминку перед бегом. Первым показался Птенец: его встретили аплодисментами. Это был небольшой серый жеребец, очень породный и сухой. Им управлял знаменитый наездник Ситников. Птенец помчался мимо трибун на высоком четком ходу; шерсть его блестела, глаз горел, а наездник его самоуверенно раскланивался с публикой. Вот он, будущий победитель Императорского приза, — с грустью подумал я. Когда вдали показался оранжевый с сиреневыми полосами камзол Синегубкина, сердце мое почти перестало биться, и я весь обратился во внимание. Синегубкин имел обыкновение ездить в качалке на длинных вожжах, взяв руки на себя и несколько откинув корпус назад. На этот раз лошадь его была запряжена в американку: он сидел прямо и как-то особенно сосредоточенно смотрел между ушей лошади далеко вперед. Я уже имел случай упомянуть, что Кронпринц за красоту хода был любимцем московской публики. Но здесь, на этот раз он шел значительно спокойнее, не кипел, весь распустился и не так щеголял на ходу, как в прежние свои выступления. После этой проминки у Кронпринца прибавилось много сторонников. Условия езды на Императорский приз возвращали охотников к давним временам: все было для современного глаза необычно — и лишний вес, и дистанция 4 версты, и отсутствие хлыста, и езда отдельно на время, и, наконец, допущение на этот приз только лошадей известного роста и не имевших никаких пороков.

По жребию первым должен был бежать Кронпринц. Жеребец шел спокойно, не горячась, и Синегубин вел его всю дистанцию настоящим мастером. Его бег доставил большое удовольствие любителям, и когда он кончал дистанцию, шумные аплодисменты приветствовали жеребца и его наездника. Дистанция 4 версты покрыта без сбоя в 6 мин. 31 сек. По верстам это выходит так: 1.38 — 1.38 — 1.38 — 1.37. Этим своим отличным бегом Кронпринц дал своим конкурентам такую задачу, которая для них оказалась неразрешимой, его победа была очевидной и безусловной».

Фотопортрет наездника Д. Синегубкина

Вот и узнали мы имя наездника, изображенного на картине Н.С. Самокиша – Дмитрий Синегубкин. А кого же другого мог изобразить художник рядом с Кронпринцем? И, хотя картина не датирована, можно смело предположить, что написана она в 1912 году или чуть позже, никак не ранее. Портрет Синегубкина мы находим в альбоме «Рысистый и Скаковой Спорт» 1904 г. Такой вот он и, конечно, с непременными наездничьими роскошными усами.