Как фотография клевера помогла выиграть суд

Весной 1902 года В.Р. Вильямс стал невольным участником крупного скандала, разгоревшегося из-за некачественных семян: крестьяне Можайского уезда купили у местного помещика семена клевера, которые оказались перемешаны с сорняками. Все посевы клевера погибли. История попала в газеты, и Министерство земледелия и государственных имуществ было вынуждено направить «в поле» эксперта. Им оказался Вильямс, к тому времени руководивший созданной им же Испытательной станцией семян, почв и удобрений.

Проанализировав качество семян и признав их совершенно негодными, Вильямс написал многостраничный отчет, в котором заступился за крестьян и очень резко высказался о сложившейся ситуации. В биографии Вильямса, написанной И. и Л. Крупениковыми, этому делу посвящена целая глава, которая оканчивается словами:

«…царь собственноручно начертал на докладной записке Вильямса поразительную резолюцию: “Считать дело якобы не бывшим”».

А известный ученый-агроном А.Г. Дояренко в своей книге «Из агрономического прошлого» описывает похожую ситуацию, где дело разрешилось в пользу крестьян. Но начинает он издалека.

В Москве работало фотоателье С.А. Баранова, известного фотографа, делавшего, в частности, снимки Льва Толстого в Ясной Поляне. Баранов также принимал участие в составлении коллекции диапозитивов для лекций по агрономии.

«Припоминается мне случай, когда эти диапозитивы сыграли решающую роль в одном судебном процессе. Как-то крестьяне Можайского уезда привезли нам снопик погибшего клевера с просьбой определить причину его гибели. Клевер оказался сильно зараженным повиликой. Крестьяне сказали, что они приобрели семена клевера у соседнего помещика. Я выехал на место для осмотра клеверного поля и захватил с собой Баранова, чтобы сделать снимки для изготовления диапозитивов клевера, зараженного повиликой.

Крестьяне подали в суд на помещика, требуя возмещения за продажу семян, зараженных повиликой. Однако при помощи подставных свидетелей суд вынес помещику оправдательный приговор. Тогда дело было перенесено в высшую инстанцию, где при помощи указанных фотографий была доказана виновность помещика, и он вынужден был возместить крестьянам понесенные ими убытки.

Судьба всей этой громадной коллекции негативов и диапозитивов, созданной совместной работой мастерской и сотрудниками академии, мне неизвестна. Жаль, если она погибла».

Часть этой удивительной коллекции (к сожалению, не фото клевера) не так давно обнаружилась в Почвенно-агрономическом музее. Ниже – снимки, сделанные С.А. Барановым во время экспедиции преподавателей и сотрудников Петровской академии на Балхаш.