Запись в трудовую книжку
В истории нашего университета был такой случай. Сотрудница отдела кадров в 1941 году в эвакуацию взяла с собой не личные вещи, а чемоданы с трудовыми книжками сотрудников Тимирязевки. В противном случае, в Москве после объявления столицы на осадном положении подобный род документов нужно было перед эвакуацией уничтожить. Она понимала, как тяжело будет тем, кто вернется с войны и будет восстанавливать свою биографию. И тогда, осенью 1941 года верила в Победу.
И много лет была идея в Военном зале устроить экспонат, — чемодан с трудовыми книжками. И в итоге мечта материализовалась. Два года назад музей Истории получил неожиданный подарок. Были переданы списанные довоенные трудовые книжки. В связи с этим даром возник вопрос, а почему их обладатели не вернули их себе? Ответ лежал на поверхности, потому что они не вернулись с Войны.
Изучение судеб людей — дело сотрудников музея, а первичную сканировку этих документов – возложили на практикантов. И вот о том, как студенты отнеслись к своей работе, и хочется написать подробнее.
Впервые в своей жизни первокурсники проходили учебную практику в музее Истории. Но они отнеслись они к ней настолько серьезно, что, если бы это был их испытательный срок на предприятии, их бы сразу бы приняли бы на работу — на постоянной основе.
Перед ребятами стояла простая задача — создать электронные копии страниц книжек. Куратор группы доцент кафедры связей с общественностью, речевой коммуникации и туризма Евграфова Людмила Владимировна очень грамотно распределила студентов по всем музеям университета на практику, исходя из знаний и увлечений ребят. Работа была организованна так, чтоб и самим студентам она была по душе, и музейным работникам помочь именно в решении сложных и срочных дел.
Коковихин Максим Андреевич и Дмитриев Илья Владиславович, из группы Д-Э 113 (направление Туризм, институт Экономики и управления АПК), были рекомендованы, как два очень подкованных в сфере работы с оргтехникой и интернет-ресурсами студента.
Музей попросил двух ребят сроком практики на 2 недели в июле месяце. Но ребята так прикипели душой к делу что взяли сверх нормы еще дополнительную третью неделю. Итогом практики стала колоссальная по сложности и знанию различных навыков работа по копированию, каталогизации, и изучению биографий людей. Ребята ни разу не опаздывали к началу занятий (а живут они не рядом с университетом, а в Московской области), а еще и приходили заранее, уходили не в положенное время, а просились остаться до конца рабочего дня, так как не могли оторваться от изучения материалов.
За пару дней они не только создали копии 467 трудовых книжек (всех полученных музеем из архива), но разобрали их и по алфавиту, составили полный электронный список ФИО, и указали людей еще и по годам приема на работу. По каждой персоне пробивали базу данных в федеральных архивах о участниках Великой Отечественной войны. Отдельно они выделили стикерами людей разных специальностей: преподаватели, служащие, сотрудники, люди с редкими профессиями, рабочие. И это все они создали сами, без подсказки, не имея профессионального архивного, исторического и документоведческого образования.
Завершив этот кропотливый труд за неделю, которому они отдали душу, и сделали все не только быстро и креативно, но и без ошибок, помарок, студенты Максим Коковихин и Илья Дмитриев помогли музею в еще двух работах, о которых мы расскажем в следующем материале. И не просто помогли, они внесли новые идеи в экспозицию, подбив имеющиеся экспонаты к своим студенческим проектам аграрного туризма в России.
Если бы у этих студентов были трудовые книжки, я бы обязательно внес туда запись о благодарности, а самих студентов даже, как первокурсников — принял в музей на основное место работы. Они полностью оправдали получаемое ими высшее образование.