Загадка логотипа музея коневодства. Шперлинг или Ципулина-Турчина?

С давних пор «лицом» Музея коневодства является изящная головка серой арабской лошади, написанная Е.И. Ципулиной-Турчиной (1885-1962) в 1913году (фарфор, масло, 43х34,5 см, овал). Благодаря необычному материалу — фарфору, она производит особое  впечатление на зрителя. В зависимости от уровня восприятия одни говорят: «Как живая», другие – «Как фотография».

Первая информация об авторе произведения появилась в 60-е годы прошлого века, когда музей коневодства посетила сестра художницы. С ее слов стало известно, что Екатерина Ивановна Ципулина-Турчина изучила технику росписи фарфоровой посуды и в этой технике выполнила указанное произведение. Гостья утверждала, что изображенная лошадь принадлежала художнице и звали ее «Цыган», что конечно вызвало сомнение.

Женщина рассказала, что Екатерина Ивановна была хорошей всадницей, имела собственных англо-арабских лошадей, состояла в Московском обществе любителей верховой езды, участвовала в парфорсных охотах.  В 1914 году служила сестрой милосердия на фронтах Мировой войны, а потом и медсестрой в Гражданской войне на стороне Красной Армии.

Известно также, что отцом Екатерины Ивановны был богатый купец-меценат Иван Козьмич Ципулин, имевший на реке Оке крупный грузопассажирский пароходный бизнес. В Тарусском районе Калужской области у семьи была  дача с хозяйственными постройками и конюшней, где содержались породистые лошади.

О характере Екатерины Ивановны можно судить из опубликованных воспоминаний ее подруги Аксаковой-Сиверс: «В один прекрасный день в нашей ограде появилась амазонка на прекрасной гнедой лошади в сопровождении берейтора. Легко спрыгнув с седла, незнакомая дама направилась к домику, …на ней был какой-то неуловимый оттенок авантюризма под внешне строгим обличием». Екатерина Ивановна была замужем за капитаном Турчиным, с которым развелась в 1914 году. Вероятно, это личное событие и побудило ее идти на фронт, где она была тяжело ранена.

Так, долгое время работа Ципулиной-Турчиной «Головка серой арабской лошади» считалась самостоятельным произведением. Но однажды, изучая творчество немецкого художника-анималиста Генриха Шперлинга (H. Sperling, 1844-1924), мы обнаружили его подписную картину прямоугольного формата, один в один повторяющую музейную головку. Трудно предположить, чтобы маститый художник копировал  работу неизвестной русской барышни, скорее наоборот. И действительно, при детальном сравнении были обнаружены признаки копирования на фарфоровом экземпляре – явное присутствие подробно проработанного подготовительного рисунка и выполнение живописи строго в его контурах.  Вероятнее всего, Е.И. Ципулина-Турчина использовала для копирования работу Г.Шперлинга, которую она могла видеть на открытке или литографии. Известно, что в дореволюционной России продавалось много открыток и литографий с изображением портретов лошадей художника Г. Шперлинга.  Одна такая открытка с изображением музейной головки попалась нам в интернете. Внизу имеется надпись: Шперлингъ  Ахметъ  88. Возможно, что «Ахмет» — это кличка лошади, а цифра, скорее всего,  — это порядковый номер открытки.

Оригинальное произведение Г.Шперлинга хранится в Англии, в Мерцающем зале Национального фонда Бликлинг-холла, Норвич, Норфолк. Картина была завещана Национальному фонду  Филиппом 11-м Маркизом Лотианом. Она называется  «Голова белой лошади», без указания клички. Интересен и тот факт, что написано произведение на доске, размер которого (44х35 см) очень близок к размеру музейной головки. Этот факт только подтверждает возможность копирования Екатериной Ивановной картины Г.Шперлинга.

Продолжая изучение картины, мы обнаружили повторения произведения Г.Шперлинга другими авторами. Среди них картина польского художника Ежи Коссака. Копия выполнена очень близко к оригиналу, но всё-таки уступает в изящности исполнения и цветопередаче. Другая картина подписана именем известного русского художника-анималиста Н.Е. Сверчкова. Фон картины изменен и выполнен в стиле, характерном художнику. Тем не менее, подпись, вероятнее всего, фальшивая. При сравнительном анализе его произведений с указанной работой видно, что его манера письма и художественные приемы передачи формы у Сверчкова существенно отличаются, они более мягкие и плавные. Такое количество повторений говорит о том, что картина Г.Шперлинга «Голова белой лошади», безусловно, обладает неповторимым очарованием, побуждающим художников разных стран повторять ее вновь и вновь.  Музей коневодства рад познакомить своих посетителей с ней, в исполнении Екатерины Ивановны Ципулиной-Турчиной.