
Ещё две знаменитости рысистого дела XIX века
Ворошилов С.С. «Вьюн», (1888-1898 г), х., м., 51х62 см
Ранее мы уже писали о знаменитых наездниках XIX века и их лошадях на картинах музея коневодства – Григории Облопохине и Федоре Семёнове. Однако забыли упомянуть ещё двух героев рысистых сражений с картины С.С. Ворошилова, хранящейся в запаснике – Павле Чернове и Вьюне. Картина заслуживает внимания не только историческими фигурами, но и весёлым осенним пейзажем, колоритной фигурой наездника, одетого в свои цвета, напоминающие российский флаг: красно-бело-голубой камзол и голубой картуз. И мы имеем возможность сравнить ворошиловского Чернова с его же поясным портретом кисти Н.И. Струнникова. Явственное сходство во многом заключается в грандиозных усах наездника. Но разница видна. На портрете Струнникова тщательно прописаны лицо, руки, костюм наездника, а по выражению лица и напряженной позе прочитывается двойственное его состояние – желание выглядеть респектабельно на фоне распадающейся личности. На картине Ворошилова иное прочтение – невысокая коренастая фигура Павла Чернова излучает жёсткую энергетику и решительность без малейшего намека на сентиментальность. Перед нами именно такой наездник, который способен заставить рысака первым придти к финишу. Да, Павел Алексеевич Чернов – потомственный наездник, ведущий свой род от знаменитого наездника графа А.Г. Орлова-Чесменского Семёна, прозванного «Чёрным», откуда и произошла фамилия Чернов. Павел Алексеевич обладал несомненным талантом, был кумиром завсегдатаев Московского ипподрома. По словам Я.И. Бутовича: «ездил с таким исключительным мастерством и успехом, что Коноплин (коннозаводчик) прозвал его Божеством». В руках Чернова бежали лошади завода Н.П. Малютина: Громадный, Смельчак, Лель, Ловчий – показавшие резвую и красивую езду и принесшие своими победами славу и немалые прибыли заводу.

На картине Ворошилова как раз и изображен один из известных рысаков малютинского завода – Вьюн. Этот серый жеребец родился в 1882 году от основного производителя завода Удалого и Волшебницы. Вьюн считался лучшим рысаком своего времени, успешно участвовал в европейских состязаниях, владельцем его был Ф.С. Макаров. В 1888 году под управлением Чернова Вьюн выиграл Императорский приз (4,5 версты — 7 мин. 35 сек.), а в 1889 году в тех же руках он установил рекорд на дистанцию полторы версты – 2 мин. 22 сек. Крупный, ладный жеребец ровной серой масти написан художником, скорее всего, в этих годах, поскольку портреты лошадей заказывались владельцами после какого-либо успеха.
Cергей Семенович Ворошилов был художником анималистического жанра, окончил он Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ворошилов обладал несомненным талантом и был очень популярен в коннозаводских кругах. Однако слава его сгубила, спившись к концу жизни, он растратил свой талант на дешевые заказы, которые выполнял наспех. Не сохранилось даже точных дат его жизни, считается, что он родился до 1865 года, умер после 1911 года. Портрет Вьюна написан в молодом возрасте художника, в годы восхождения звезды его таланта, и можно только сожалеть о преждевременном ее закате.