Двойное воскрешение

КАВЕРИН И.Д. «Портрет Дмитрия Петровича Воейкова и внука его Федора Ильича Ладыженского», 1860 г., х., м., 111,4х89 см.

После серьезной реставрации, проведенной выпускницей Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова Алиной Шумаковой, эта картина художника И.Д. Каверина не просто вышла из забвения, но и заняла достойное место в экспозиции музея коневодства.

Под названием «Портрет Ладыженского» она долгие годы хранилась в запаснике и, не представься случай, возможно, любители лошадей и конной истории, так и не узнали б, что на самом деле главный герой этого произведения – известный коннозаводский деятель Дмитрий Петрович Воейков, а рядом с ним его внук Федор Ильич Ладыженский. И если первая фамилия стояла в ряду с графом Орловым-Чесменским и другими корифеями российского коннозаводства, то вторая, породнившаяся с Воейковыми через мужа дочери Дмитрия Петровича, была менее известна, потому и не вызвала внимания сотрудников музея, к тому же вид картины был непрезентабелен. Кстати, в Третьяковской галерее хранится портрет Д.П. Воейкова с этой самой дочерью, еще маленькой Варей и ее гувернанткой, написанный в 1842 году художником В.А. Тропининым.

Как же так случилось, что портрет надолго выпал из поля зрения специалистов? В Государственный научно-художественный музей коннозаводства и коневодства, приемником которого является Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, картина поступила в 1928 году. Ранее она находилась в художественном собрании фамильной усадьбы Завиваловка Пензенской губернии Ф.И. Ладыженского. В Государственном Историческом Музее хранится опись, вывезенной в 1919 году из Завиваловки коллекции, в ней данная картина значится как «Портрет Дмитрия Петровича Воейкова и внука его Федора Ильича Ладыженского». То есть подлинная запись была заметно сокращена в процессе перемещений и передач картины из одного ведомства в другое, что и исказило ее истинный смысл.

Большую часть коллекции Ф.И. Ладыженского представляло собрание портретов лиц из семьи Ладыженских, Воейковых, Корф и других родственных семей. Портрет Дмитрия Петровича и его внука – единственный, где изображены два человека: сидящий в деревянном кресле, обитом темно-зеленой тканью, Д.П. Воейков показан в образе послушника, держащего на коленях раскрытую книгу. Как и его братья, Дмитрий Петрович был очень религиозным человеком и даже подумывал принять монашество. Мальчик одет в красную рубашку и черный жилет, что соответствовало моде того времени на национальные русские мотивы.

Дмитрий Петрович Воейков (1780 – 1876) – участник Отечественной войны 1812 года, помещик, коннозаводчик, сын коннозаводчика, предводителя дворянства Одоевского уезда Тульской губернии Петра Алексеевича Воейкова. Вместе с братьями Василием и Николаем он был основателем Лебедянского скакового общества (1825), а после смерти первого президента общества Н.А. Лунина занимал его должность. Также был в числе учредителей Общества московской конной скаковой охоты (1832), входил в число двадцати действительных его членов. Владел конными заводами в Орловской и Тульской губерниях. В 1827 – 1830 годах основал конный завод в Завиваловке Пензенской губернии. Здесь он занимался разведением лошадей орловской рысистой, английской скаковой и упряжных пород. По состоянию на 1854 год в заводе насчитывалось 17 жеребцов-производителей, 199 маток, а всего свыше 600 голов – по всем меркам это очень крупный завод.

Дмитрий Петрович выдал замуж свою дочь Варвару за ротмистра кавалергардского полка Илью Федоровича Ладыженского (1813 – 1862), и конный завод как приданое перешел к семье Ладыженских. В последствие дело Ильи Федоровича продолжил его сын Федор (1851-1918), тот самый внук, изображенный на картине в возрасте 9 лет, судя по дате ее написания.

Федор Ильич закончил Александровский лицей, служил в Кавалергардском полку, был причислен к парижскому посольству. С 1882 года жил в Завиваловке и в Москве, на несколько сроков избирался мировым судьей Чембарского уезда, в своем селе открыл единственную в губернии низшую сельскохозяйственную школу для крестьянских детей. О художнике известно очень мало, годы его жизни можно приблизительно вычислить по некоторым известным датам биографии. Иван Дмитриевич Каверинучился в первой половине 1840-х годов в Московском училище живописи и ваяния. В 1846 г. получил от Академии Художеств звание художника портретной живописи за этюд с натуры «Изображение швеи». Его «Портрет московской купчихи Т.А. Тарасовой», 1848 г., хранится в Государственном Историческом музее в Москве. В 1856 году удостоен звания «назначенного» в академики за женский портрет (возможно, г-жи Зелениной). В музее коневодства, кроме вышеуказанного портрета, хранятся еще два портрета из семейной коллекции Ладыженских кисти И.Д. Каверина: «Портрет коннозаводчика П.Н. Мяснова» и «Портрет Беаты Антоновны фон Адеркас». Эти портреты также были реставрированы и атрибутированы.