Алексей Николаевич и Вера Дмитриевна!
Как известно, за многими великими учеными стоят не менее великие жены, которые переживают со своими мужьями все радости и трудности. Исключением не стала и жена Алексея Николаевича Костякова – Вера Дмитриевна, в девичестве Соколова, вероятнее всего, она была дочкой купца. В Анкетном листе Костяков скромно написал, что ее отце «имел торговлю».
К сожалению, о их совместной жизни известно очень мало, однако даже по тем обрывкам и фактам, которые есть, можно понять, что они пронесли свою любовь сквозь многие года.
В музее хранится копия их свидетельства о браке, который был заключен 22 января 1915 года. На тот момент Костякову было 28, а Вере Дмитриевне 23.
В другом Анкетном листе Алексея Николаевича написано, что до 1921 года его жена работала счетоводом в Центральном Аэро-Фото парке Рабоче-крестьянской Красной Армии, что говорит о наличии, как минимум домашнего или гимназического образования. После 1921 года она всецело вела домашнее хозяйство и помогала Алексею Николаевичу в его трудах.
Драгоценны воспоминания друга семьи, доктора сельскохозяйственных наук (Курский СХИ), И. П. Сухарева:
«Его жена, верный друг и помощник, Вера Дмитриевна в беседе со мной вспоминала, что, когда Алексей Николаевич долго засиживался по вечерам за работой, она советовала ему отдохнуть, отложить работу. Он отвечал, что должен завершить книгу, успеть в срок.»
«Крепким здоровьем А.Н. Костяков никогда не отличался. Как потом рассказывала Вера Дмитриевна гипертонией Алексей Николаевич стал болеть с 35-40-летнего возраста. Помню был такой случай. Зимой 1948 года мы, аспиранты, работали на кафедре, дверь в кабинет Алексея Николаевича была открыта. К нему вошел А.А. Черкасов, и мы услышали такой разговор: «Алексей Николаевич, ко мне вчера приходил корреспондент из редакции «Большой Советской энциклопедии», просил написать статью по мелиорации». «Дорогой Александр Алексеевич, а ко мне вчера врач приходил, сказал, что нужно пиявки ставить».
Действительно, известно, что Алексей Николаевич не обладал крепким здоровьем, а также уделял большое количество времени своей работе. В этом контексте важно отметить, что без поддержки это вряд ли возможно.
То, с каким теплом о ней упоминает ее друг семьи, говорит о многом. Многочисленные труды Костякова, которые увидел свет, долгая жизнь Алексея Николаевича – в этом есть большая заслуга его любящей и заботливой жены.
Костяков участвовал в приёмке большого количества объектов по всему СССР, часто был в командировках в Средней Азии, выступал на научных конференциях и часто был в разъездах, часто им приходилось терпеть разлуку.
Уже после смерти Алексея Николаевича в 1957 году, осознавая тот вклад, который сделал ее муж, она позволила оставить все его вещи, которые хранились в его личном кабинете заведующего кафедрой, чтобы будущие студенты института могли посетить это сакральное место. Вера Дмитриевна многие годы приходила на все праздники, которые отмечались на кафедре сельскохозяйственных мелиораций, где ее тепло принимали и вместе вспоминали великого ученого, который посвятил свою жизнь изучению этой сложной, но такой нужной науке, а она была важнейшим человеком, который помог этой истории случиться.