Первый «трижды венчанный» в гипсе и на холсте
Мананникова А.С. «Будынок», 1937 г., гипс тонир., выс. 36 см
В запаснике музея хранится гипсовая скульптура, изображающая жокея верхом на жеребце чистокровной английской породы Будынке. Скульптура выполнена в 1937 году членом Союза художников СССР Анной Степановной Мананниковой (1895 — 1960), а музею подарена ее мужем в 1963 году. Скульптура долгое время не экспонировалась, имела некоторые повреждения и нуждалась в реставрации. Но наступил момент, и с помощью замечательного скульптора Юлии Ротковой Будынок и его жокей засияли первозданной новизной и вошли в экспозицию английского зала. А там их встретил Будынок живописный с картины Игоря Константиновича Скоробогатова (1920-1997).
Чем же знаменит Будынок, за что ему посвящены два художественных произведения? А тем, что он первый в истории чистокровного коннозаводства нашей страны получил почетный титул «Трижды венчанный». За выигрыш трех самых главных призов в скачках: в 2-х летнем возрасте Приза им. М.И Калинина; в 3-х летнем Большого Всесоюзного (Дерби), причем он установил рекордную резвость в этом призе (2.32,6); в 4-х летнем Приза Республики (СССР). И таких выдающихся скакунов у нас насчитывается всего трое, после Будынка это звание получили Грог-2 и Анилин.

Рыжий жеребец Будынок родился в 1926 году в конном заводе №60 им. Дзержинского (сейчас Стрелецкий) от Бримстона и Сент-Махезы, по материнской стороне он правнук не проигравшего ни одной скачки в Англии неукротимого Сент-Саймона. Кстати, его родной старший брат Бескарный был ничуть не хуже Будынка, но ему не повезло стать «Трижды венчанным», хотя он выиграл Приз Республики, причем в лучшую резвость, чем его брат (2.31,0), но в Дерби остался третьим. Будынок и Бескарный не имели соперников на ипподромах страны.
Оставался вопрос – что за жокей сидит в седле Будынка на скульптуре? Логично предположить, что это К.В. Почуев, ведь именно под ним Будынок выиграл самый знаковый приз Дерби, а изображать знаменитости принято на пике их достижений. К сожалению, узнать даже полное имя жокея не удалось, хотя мы просмотрели все журналы «Коневодство». Зато обнаружили несколько фотографий этого жокея, сидящего и на Будынке, и на Бескарном. Почуев, действительно, был замечательный мастер своего дела, ведь помимо громких призов, выигранных им на этих двух жеребцах, он вошел в историю скаковых испытаний как победитель еще одного Дерби – в 1925 году на жеребце Даго. Сравнение лица и фигуры жокея на фотографии и скульптуре подтвердило нашу догадку. Да, это Почуев, и нам приятно, что его личность обрела себя в музее коневодства, и отныне посетители будут видеть и знать не только Будынка, но и замечательного советского жокея.

История Будынка не закончилась славными победами, отметился он и на производящем поприще, от него получено 108 потомков, из них 14 победителей традиционных призов, в том числе два дербиста: Табор и Гибрид. И прожил он немалый срок, до 32-х лет. Последние годы провел на Учебно-опытной конюшне Тимирязевской академии, где приключилась с ним драматическая история. Уже дряхлого Будынка решили усыпить и сделать из него препараты для кафедры анатомии. Его привели с конюшни к учебному корпусу, где располагалась кафедра, но, подойдя к подъезду, Будынок тревожно заржал. И тогда сердца «вивисекторов» дрогнули, они устыдились роли убийц заслуженного коня. Будынка увели обратно, и он пожил еще год до своей естественной смерти, окруженный заботой и любовью студентов и сотрудников конюшни.
