Знаменитые лошади на УОК ТСХА

Было время, когда конюшня Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева комплектовалась выдающимися представителями отечественных пород – чемпионами ВСХВ, рекордистами и победителями крупнейших призов в скачках и на бегах. Фотографии этих лошадей хранятся в фонде Музея коневодства.

Самой яркой звездой был первый «Трижды венчанный» в истории советских скачек чистокровный английский жеребец Будынок, родившийся в 1926 году в Стрелецком конном заводе №60 от Бримстона и Сент-Махезы. Напомним, это звание в советское время присуждалось за выигрыш трех самых значимых призов: имени М.И. Калинина в 2-х летнем возрасте, Большого Всесоюзного (Дерби) в 3-х летнем возрасте, СССР в 4-х лет и старше.

Славно поработав и на производящем поприще, оставив среди108 потомков 14 победителей традиционных призов, в том числе двух дербистов (Табора и Гибрида), Будынок поступил в Тимирязевку. Здесь он прожил до 32-летнего возраста.

Будынок в Стрелецком заводе, 1929 г. Фото Н. Алексеев.
Будынок в ТСХА, 1956 г. Фото В.В. Князев.

Не меньшей знаменитостью был орловский рысак Морской Прибой (2.04,5; 3.14,4; 4.25,1; 6.50,6). Родившийся в 1944 году в Хреновском заводе от Посла и Мурашки, этот жеребец прославился своей силой, резвостью и пылким темпераментом на ипподромных дорожках Москвы и Одессы. Он выиграл все традиционные призы для орловских и русских рысаков двух, трех и четырех лет, в т.ч. приза Барса, стал первым в истории породы 4-хлетком, вошедшим в класс 2.05.

Под управлением мастера-наездника Э. Н. Родзевича (супруга заведующей Музеем коневодства Лидии Владимировны) Морской Прибой из 38 стартов 33 раза был первым. По рекордам, которые он ставил до четырехлетнего возраста и сам же их улучшал, Морской Прибой оказался резвее и урожайнее знаменитого Улова!

Как производитель Морской Прибой продуцировал в Московском, Хреновском, Шаховском конных заводах, затем, уже немолодым, он поступил в Тимирязевку, где намеревался заслуженно отдохнуть при щадящем рабочем режиме, но этого не случилось. Через некоторое время его затребовали в Чесменский завод, где он пал и был похоронен у стен конюшен.

Морской Прибой на ЦМИ в 1948 г. Фото В.В. Князев.
Морской Прибой на УОК ТСХА в 1958 г. Фото В.В. Князев.

Родившийся в 1950 году в Терском конном заводе от Корея и Привилегии, рыжий арабский жеребец Капот – еще одна знаменитость, побывавшая на конюшне Тимирязевской академии.

В 1956 году глава Советского государства Н.С. Хрущев впервые посетил Великобританию с роскошными подарками королевской семье, в числе которых были два жеребца, предназначенные для принцев: малолетнему Чарльзу – карабахский Заман, его отцу Филиппу – ахалтекинский Мелекуш. Опытному всаднику Филиппу пылкий ахалтекинец был как раз, но Чарльзу требовалась некрупная и добронравная лошадь, и на эту роль конкурировали Капот и Заман. В итоге Заман уплыл в Англию, а Капота отправили на конюшню Тимирязевской академии. Но Капот претендовал, и не без оснований, на большее. В 1957 году его пригласили на ВСХВ, где он получил аттестат I степени, и тут ему снова выпал шанс попасть заграницу. Как раз в это время афганский король Мухаммед Захир-шах впервые посетил СССР, и Капота преподнесли ему в подарок.

А чтобы академия не осталась без представителя арабской породы, из Терского завода привезли очень похожего на Капота, его одногодка и полубрата по отцу рыжего Капуцина, прожившего на конюшне академии до 1970 года и достойно представлявшего студентам внутрипородный арабский тип кохейлан.

Капот на ЦМИ в 1956 г. Его держит Бабали Таймазов. Фото В.В. Князев.
Капуцин в Терском конном заводе, 1952 г.

Типичным представителем англо-кабардинской породной группы шесть лет служил в Тимирязевке темно-гнедой жеребец Лес III. Родившийся в 1949 году в Малокарачаевском конном завод №168 от Лувра (сына чистокровного Лок-Сена) и Сирены (дочери чистокровного Синопа), Лес III представлял собою классический вариант полукровной лошади: от своих английских родственников он унаследовал высокий скаковой класс, а кабардинская родня снабдила его крепким здоровьем и мужским характером.

Лес III классно скакал: выиграл в 2-х летнем возрасте призы им. М.И. Калинина и Большой Весенний; в 3-х летнем – Большой Пятигорский. В 1954 году на ВСХВ получил аттестат I степени и отправился на УОК ТСХА как эталон своей породы. 

Отличным представителем русской рысистой породы на УОК ТСХА служил вороной жеребец Гербарий, родившийся в1949 году в конном заводе «Культура» от Гнива, сына родоначальника линии Гильдейца, и Брюнетки. По себе он был вполне типичным и ладным жеребцом с незначительными недостатками экстерьера – мягковатой спиной и прямым скакательным суставом (кстати, знаменитый Всесоюзный рекордист Улов также имел этот недостаток). Лучшие его достижения на испытаниях резвости 2.06 (Одесса), 4.31,5 (Москва).

Лес-III в 1954 г на ВСХВ. Фото В.В. Князев.
Гербарий в 1952 г. на ЦМИ. Фото В.В. Князев.

Не только верховыми лошадьми комплектовалась УОК ТСХА, существовал в ней и штат упряжных и тяжелоупряжных лошадей, служащих и для демонстрации, и для непосредственного выполнения подобающих им работ: перевозке всевозможных грузов, обработке земли на учебно-опытных делянках и в мичуринском саду.

Крепкий, нарядный рыжий жеребец русской тяжелоупряжной породы Роголистник, 1946 г. р. от Лимана и Рогожки, честно трудился на тимирязевских полях и, время от времени, отправлялся для более интересного занятия в командировки. В 1954 г. он использовался в качестве производителя в ВНИИ коневодства Рязанской области, а в 1956 г. в подшефных колхозах Дмитровского района Московской области.

На академической конюшне, помимо заводских красавцев, существовала коллекция лошадей местных пород: башкирская, казахская, гуцульская, шетлендский пони и даже помесь лошади с куланом, так называемый конекулан по имени Порыв. Самым знаменитым из них был казахский жеребец темно-гнедой масти Палуан. Кроме того, что он был идеальным представителем типа джабе, он еще прославился своей выносливостью: в суточном пробеге, то есть за 24 часа, прошел 264 километра (рекорд принадлежит донскому жеребцу Заносу, прошедшем 309 км в 1950 году). Родился он в казахском табуне в 1939 году, и имен отца-матери не сохранилось.

Роголистник в 1952 г. Фото В.В. Князев.
Палуан в 1960 г. Фото В.В. Князев.

Побывали на УОК ТСХА лошади высокого выставочного качества, теперь уже зарубежных пород, а тогда наших советских – торийской (Эстония) и латвийской упряжной (Латвия).

Бурый жеребец торийской породы Уксу, 1942 г.р. от Ухне и Хормы у себя в Эстонии получил I Государственную премию, а на ВСХВ в 1954 году – аттестат I степени. Прославился этот жеребец (весом 753 кг, ростом 158 см, с обхватом груди 215 см и пясти – 29 см) своей могучей силой и резвостью. В 1947 году Уксу на комбинированных испытаниях прошел шагом 25 км с грузом 1695 кг за 3 часа 40 минут и, после трехчасового отдыха, пробежал 25 км рысью за 1 час 33 минуты 40 сек. В 1948 году на испытаниях на максимальную грузоподъемность он провез груз 5775 кг.

Гнедой жеребец латвийской упряжной породы Риксис (Дайлонс – Ирма) родился в 1944 г. в колхозе «Гайсма» Валкского р-на Латвийской ССР. На испытаниях Риксис, имея вес 672 кг и рост 166 см, провез груз 800 кг на расстояние 2 км за 6 мин. 20 сек. В 1954 г. он стал чемпионом породы на ВСХВ СССР.

Сразу после выставки оба жеребца поступили в ТСХА.

Уксу в 1954 г. на ВСХВ. Фото В.В. Князев.
Риксис в 1954 г. на ВСХВ. Фото В.В. Князев.

По материалу статьи: А.Красников, А.Лукъянченко «Учебно-опытная конюшня ТСХА». Коневодство и конный спорт, 1958 г.