Сверчков Н.Е. «Ловкий 2-ой»,(1846-47г.), х., м., 84,5х102,5см

Как кобыла стала жеребцом

Часто скандалы возникает из-за обнаруженных фальшивых подписей, когда работы малоизвестных художников выдают за произведения более знаменитых, отчего цена на них существенно возрастает. Это самый простой способ обмана, но бывает и более оригинальный.

В музее коневодства до сих пор на роскошной раме картины Н.Е. Сверчкова красуется металлическая пластина с надписью: «Ловкiй II. Хр. Зав. отъ Ловкого I и Пивоварки». И она до сих пор выступает свидетелем забавного мошенничества, предпринятого неизвестными дельцами, ловко подрисовавшими атрибуты мужского достоинства к изображенной на картине вороной кобыле, превратив ее в знаменитого жеребца-производителя Хреновского завода Ловкого II, внука Лебедя I, правнука Барса I. В своей рукописи Я.И. Бутович рассказывает историю похождения жеребца-кобылы.

Впервые Яков Иванович увидел этот портрет у известного петербургского антиквара Б.К. Чекато, и он ему не понравился, даже несмотря на то, что это была работа его любимого Сверчкова. Изображенная на картине вороная кобыла не пришлась по душе тонкому знатоку орловской рысистой породы. О том, что это кобыла Поспешная, 1838 г.р. в Хреновском заводе от Голландца 1 и Ворожейки, находившаяся в заводе К.К.Толя с 1844 по 1849 годы, Бутович, со свойственной ему дотошностью, определил по своим алгоритмам поиска, установив также и год написания портрета как 1846-47.

Второй раз этот портрет, но уже выдаваемый за Ловкого II-го, c подтверждающей надписью на металлической пластинке, Яков Иванович увидел у Вице-президента Императорского Московского бегового общества П.С. Оконишникова. Тот купил портрет как изображение знаменитого жеребца для зала заседаний Московского бегового общества и очень гордился этим приобретением. Большим разочарованием для него стало известие из уст Якова Ивановича о грубой подделке, заметной глазу опытного знатока лошади, умеющему отличить жеребца от кобылы по внешнему виду. К тому же многим любителям должен был известен широко литографированный портрет Ловкого II-го с работы Н.Е Сверчкова. Только слепое доверие к автору картины и некритичный склад ума могли допустить такую оплошность со стороны П.С. Оконишникова. Но надо сказать, в оправдание ему, мошенники уловили сходство вороной масти и отметин на задних ногах у Поспешной и Ловкого II. Кстати, подвох не был замечен и сотрудниками музея коневодства, за чистую монету принявших запись в инвентарной книге, соответствующую надпись на табличке и авторитет художника. Некоторое время картина даже находилась в экспозиции.

В третий раз Яков Иванович Бутович увидел эту картину в 1909 году у петроградского антиквара Фельтена. Опытный торговец признался Бутовичу в своих сомнениях по поводу изображенной лошади, но Якову Ивановичу все уже было известно и он недорого, за 200 рублей, наконец-то, купил злополучную картину в свою коллекцию.

Ну а нам остается только посмотреть на литографию Н.Е. Сверчкова, чтобы своими глазами увидеть, в чем заключается разница между жеребцом Ловким II и кобылой Поспешной.